Факторы, структура и механизмы социализации школьников
Под социализацией школьника понимаем сформированность у него социальных норм, установок, ценностей, образцов поведения, а также интеллектуальное, личностное развитие индивидуальных свойств человека, саморазвитие и самореализацию в обществе, которое происходит во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения, принятия и воспроизводства социального опыта.
Факторы социализации - это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна(территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество(совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство);государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями).
Факторы социализации Мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры. Основные функции средств массовой коммуникации:поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции, удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды.
Факторы социализации Микрофакторы (семья, группы сверстников, организации) Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации). Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации.