Башмачкин – несчастный или посмешище?
- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича. - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель. - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? - Подберите строчки из текста. - Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность? Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение.
- Каково отношение к нему сослуживцев?
Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
К кому обращается Акакий Акакиевич ?
- Каким же вы увидели чиновника? - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?
Почему именно так заканчивается повесть? Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп.
… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… А. П. Чехов
О чем же это произведение? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, возлюби ближнего как самого себя
Что суесловить? Не стезя плоха. Все как один о небесах забыли. Кто возлюбил, тому не до греха. А мы грешим. Ещё не возлюбили. Какое отношение строки стихотворения Иеромонаха Романа имеют к обсуждаемой проблеме?
Вопросы и задания для анализа повести «Шинель» I. История создания и замысел повести «Шинель». – Что стало основой замысла сюжета повести? Как Гоголь изменил содержание известного анекдота? – Какова тема и главная идея повести? Почему к ней обратился Гоголь? – Чьи литературные традиции продолжал писатель? Что писала критика о «Шинели»? Сюжет и композиция. – Проследите сюжет повести, выделите и назовите основные элементы сюжета и события им соответствующие. (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.) – Какие особенности построения повести вы заметили? Какую роль играет эпилог в повести с точки зрения композиции и раскрытия главной мысли произведения? – Сравните фабулу и сюжет повести. Подумайте, почему героем фабулы является всего лишь чиновник Башмачкин, а героем сюжета «маленький человек» вообще? Образ главного героя. – Найдите в тексте и прокомментируйте приемы и средства, с помощью которых автор создает образ своего героя. Примерный план - Портрет титулярного советника - Отношение к нему сослуживцев - Отношение Башмачкина к своей службе - Акакий Акакиевич и новая шинель (художественная деталь) 2. Какие средства характеристики героя в плане пропущены? Восстановите их, чем они дополняют наше представление о герое?
III. Образ значительного лица. Проанализируйте кульминационную сцену повести – визит к значительному лицу. - Для чего Гоголь дает перед визитом Башмачкина развернутое описание значительного лица? - Почему подробно описана манера поведения и речь значительного лица, но нет ни имени, ни индивидуального портрета? - Сравните поведение, речь и психологическое состояние героев во время встречи. Какой прием использует Гоголь и для чего?