Курсовая работа студентки группы 2421 Заволокиной Татьяны Николаевны Научный руководитель – к.ф.н., доцент Баронене Светлана Геннадьевна
Объект исследования - концепция общественно активной школы (далее – ОАШ) Предмет исследования – критерии оценки деятельности образовательной организации в логике подхода ОАШ
Исследовать положительные эффекты от деятельности образовательной организации в логике концепции ОАШ, выявить критерии оценки деятельности образовательной организации как ОАШ
Исследовать подходы к пониманию практик ОАШ в российском и зарубежном опыте: выделить причины возникновения, базовые ценности и их культурные интерпретации, ключевые признаки ОАШ; Проявить подходы к типологии ОАШ и сформировать критерии типа ОАШ, действующих для локального сообщества, территории; Провести сравнительный анализ практик ОАШ, действующих для локального сообщества, территории в Санкт-Петербурге, России и за рубежом; Оценить деятельность ГБОУ гимназии 446 Колпинского района Санкт-Петербурга в логике концепции ОАШ, разработать рекомендации для проектирования деятельности гимназии как ОАШ.
Модель ОАШ может стать актуальным ресурсом развития образовательной организации в современной социокультурной ситуации, поможет ей выйти на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг.
такая школа, которая ориентируется на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии, рассматривает сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации, стремится максимально приблизить образование к жизни ребенка, опереться на социализирующий потенциал разнообразных общественных практик, активно использует в своей деятельности механизмы добровольчества и партнерства (Корнетов Г.Б.)
I основание типологии: влияние культурно-исторических традиций и социокультурного фона 1 группа – ОАШ в сельской местности 2 группа – ОАШ в среднем городе 3 группа – ОАШ в крупном городе, мегаполисе II основание типологии: партнерство как базовый принцип 1группа – ОАШ на этапе благотворительной деятельности 2 группа – ОАШ на этапе локального партнерства 3 группа – ОАШ на этапе социального партнерства III основание типологии: уровень демократизации 1 этап – ОАШ для учеников: развитие ученического самоуправления (закрытая система) 2 этап – ОАШ для всех основных участников образовательного процесса– учителей и учеников (закрытая система) 3 этап – ОАШ для всех участников ОП как открытая самоорганизующаяся система, модель демократического государства
1. Ценность открытости 2. Ценность процесса (системность и систематичность) 3. Ценность партнерства 4. Ценность демократизации жизни 5. Ценность деятельности (добровольчества) 6. Ценность человека Что влияет? - Внешние факторы - Внутренние стартовые условия - Миссия, запросы, видение
Управление развитием ОО как ОАШ базируется на одновременном развитии всех трех направлений деятельности, таких как демократизация, добровольчество, партнерство. Отсутствие или слабая развитость хотя бы одного компонента системы приведет к дисбалансу развития системы в целом. Система оценки деятельности ОО как ОАШ позволяет определять актуальное состояние деятельности ОО и стать основой управления ее развитием. Руководитель гимназии получает дополнительные ресурсы для оптимизации внутришкольного управления и планирования перспектив развития.
Технология проектирования программы развития школы, ориентированной на местное сообщество