Тема курсового исследования: «Возможности управления адаптацией молодого педагога» Студентка 2421 гр.МП «Управление образованием» А.Л.Гехтман Научный руководитель: Д.А.Александров, К.соц.н., профессор
Актуальность темы Современные документы образования. Данные официальной статистики, свидетельствующие о низкой обновляемости учительского корпуса. Эмпирические данные исследований по Василеостровскому району, свидетельствующие также о низкой обновляемости учительского корпуса.
Противоречия между Государственным заказом, основанном на требовании пополнения кадрового состава педагогов молодыми людьми, и недостаточной динамикой этого процесса; Необходимостью осуществления социально- педагогической поддержки молодых учителей и недостаточной ее организацией в системе образования; Необходимостью управления профессиональной адаптацией молодых специалистов и отсутствием условий для этого управления.
Объект исследования – профессиональная адаптация молодых педагогов. Предмет исследования – возможности управления профессиональной адаптацией молодых педагогов в современных условиях. Цель исследования – Описать модель программы интеграции в профессиональную деятельность, способствующую адаптации молодых педагогов. Гипотеза исследования. Если будет разработана модель программы интеграции в профессиональную деятельность, то можно предполагать, что будет получен инструмент по решению проблемы управления адаптацией молодых специалистов.
Задачи исследования: Обобщить теоретические подходы к понятиям «молодой специалист», «профессиональная адаптация» и «управление профессиональной адаптацией»; Выявить факторы, влияющие на профессиональную адаптацию молодых педагогов; Проанализировать существующую практику управления профессиональной адаптацией молодых педагогов как в России, так и за рубежом с точки зрения эффективности; Разработать модель программы интеграции в профессиональную деятельность, как эффективного способа управления профессиональной адаптацией молодых специалистов;
1 ГЛАВА Теоретические основы управления профессиональной адаптацией молодого педагога 1.1 Профессиональная адаптация молодого специалиста в сфере образования. Уточнены понятия 1. «молодой специалист» (педагог) - лицо, получившее среднее педагогическое профессиональное образование или высшее образование, с педагогический стажем до трёх лет.
1.1 Профессиональная адаптация молодого специалиста в сфере образования 2. «Профессиональная адаптация молодых специалистов» - процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии. Цель адаптации – интеграция в профессию и педагогическое сообщество.
1.2 Управление адаптацией молодого педагога как условие обновления и сохранения кадрового потенциала системы образования Понятие «управление профессиональной адаптацией»: планируемый и регулируемый процесс создания условий по включению молодого специалиста в профессиональную среду. Рассмотрены возможности управления профессиональной адаптацией молодого педагога через описанный опыт такого управления как в России, так и за рубежом.
Формы управления профессиональной адаптацией молодого педагога в России Управление профессиональной адаптацией молодых специалистов =методическому сопровождению (Опрос СПб 2013 г.) Поиск новых форм работы в районах СПб. Целевое распределение от КО СПб в 2013 году. Опыт регионов по управлению профессиональной адаптацией молодых педагогов.
Программы интеграции за рубежом как формы управления профессиональной адаптацией молодых специалистов Великобритания – «Пробный год работы в школе»; Япония – «Первый год работы в школе»; Германия – «Референдариат»; Канада – «Программа вхождения в профессию »; США – «Педагогическая интернатура»
Влияние «программ интеграции» на начинающих учителей (США) (Американская ассоциация исследований в области образования) 15 эмпирических исследований, проводимых с середины 80-х годов ХХ века в США, позволяют утверждать: поддержка и помощь начинающим учителям положительно влияют на три группы результатов: «приверженность профессии» методическое мастерство успеваемость учащихся
Выводы: 1. В отечественном опыте управления профессиональной адаптацией нет единых подходов и технологий к управлению профессиональной адаптацией. Проблема «обновляемости» кадрового педагогического капитала не решена. 2. В США, странах Европы и многих других приобретён опыт управления профессиональной адаптацией педагогов через программы «интеграции». Результатом такого управления является остановка «вращающихся дверей» и воспроизводство кадрового педагогического капитала.
2 ГЛАВА Программа интеграции как эффективное средство управления профессиональной адаптацией молодых педагогов 2.1 Опыт Санкт-Петербурга в управлении профессиональной адаптацией молодого педагога (опрос районов при поддержке Комитета по образованию 2013) 100% районов – наставничество 11% - Курсы повышения квалификации для молодых специалистов 33% - Организации молодых педагогов 100% - эпизодические районные мероприятия для молодых специалистов
2.2 Условия адаптации современных молодых педагогов Внешние условия адаптации: 1.Снизились требования руководителей к квалификации молодых учителей вследствие кадрового голода.
2. Отсутствие социальных гарантий и получения положенных льгот Единовременное пособие получили – 52% Компенсацию за проезд в общественном транспорте – 46%
3.Вызовы времени, к которым не готова система профессионального образования Новая возрастная психология; Синдром генетической усталости; Синдром демографических сдвигов; 20 лет школа без единой воспитательной системы
Внутренние условия адаптации: 1. Изменилась система профессиональной подготовки: профессиональные знания получены в школе
2. Мотивация к работе в школе имеет тенденцию к снижению Из 95%, испытывающих трудности, 54% имеют устойчивое желание работать в школе, остальные 41% склонны к уходу из профессии.
2.3 Описание Программы интеграции, способствующей эффективному управлению профессиональной адаптацией Цель Программы интеграции: создать условия для профессиональной адаптации молодых педагогов на внешнем и внутреннем уровнях. Задачи Программы: решить вопрос формирования профессиональных компетенций молодого педагога системно и без отрыва от производства; сформировать профессиональные компетенции в области психологии и культуры профессии; создать профессиональное сообщество молодых учителей; обеспечить приход выпускников педагогических вузов в школы.
ИМЦ Профсоюз И Методист по аттестации кпк Консуль тации Уроки молодых специалисто в Ассоциация Образовательное учреждение Общественная работа
Критерии эффективности программы интеграции Снижение динамики ухода молодых специалистов; Повышение уровня профессиональных компетенций (по формальным показателям); Уровень психологического комфорта (самоанализ молодых специалистов)
Спасибо за внимание!