Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
«Сборный город всей тёмной стороны» (Анализ первого действия) (8 класс)
Цели: - выявление авторской позиции, проявляющейся в стремлении воссоздания утраченной цельности жизни, через изображение «сборного города всей тёмной стороны» как целого, не скрадывающего, а обнажающего «страшное раздробление» жизни; - формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся; - развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления общности замысла картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» и позиции автора комедии.
Индивидуальное сообщение
Подумай и ответь… - Почему Н.В.Гоголь считал картину К.Брюллова принадлежащею «совершенно вкусу нашего века, который вообще, как бы чувствуя своё страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целою массою»?
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор». «Ревизор». Действие 1, явление 1. Художник П.Боклевский Обратите внимание на количество звуков «р». Звук «р» подобно раскату грома или громыханию брички, в которой едет ревизор – расплата за грехи.
Как слова городничего влияют на всех присутствующих? «Ревизор». Действие 1, явление 1. Художник А.Константиновский Сообщение о приезде приводит в движение интересы, страсти, помыслы действующих лиц. Чиновников охватывает страх. Городничий отдаёт указания чиновникам, а жена и дочь городничего полны любопытства и тайных надежд.
Знаете ли вы, что… Над первой фразой городничего Гоголь работал и после того, как комедия была напечатана. Во 2 издании комедии эта фраза звучала так: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. Меня уведомляют, что отправился инкогнито из Петербурга чиновник с секретным предписанием обревизовать в нашей губернии все относящееся по части гражданского управления».
Почему Гоголь отказался от данного варианта? Выразительное чтение письма городничему
«Ревизор». Действие 1, явление 1. Спектакль Московского Малого театра Подумай и ответь… - В каком темпе городничий читает это письмо? Почему? На что указывает реплика городничего «…ну, здесь свои…»? - Какие качества характера судьи Ляпкина-Тяпкина открываются в его объяснении причин прибытия ревизора?
О каких сторонах жизни города рассказывают распоряжения городничего? Выразительное чтение по ролям явления 1 и 2 «Ревизор». Действие 1, явление 1. Спектакль Московского Малого театра
«Сборный город всей тёмной стороны» Богоугодные заведения города Присутствен ные места города Больные «ходят по-домашнему» и очень похожи на «кузнецов»; в палатах курят крепкий табак, зато лекарств дорогих не потребляют, врачуют больных «ближе к натуре», т.е. если больной умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет. «Сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами»; над шкапом с бумагами висит охотничий арапник; от заседателя такой запах, «как будто он сейчас вышел из винокуренного завода»; сам заседатель предпочитает объяснять это тем, «что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкою…»
«Сборный город всей тёмной стороны» Учебные заведения Почта Один учитель «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу»; другой учитель для науки жизни не щадит и потому, говоря об Александре Македонском, сбегает с кафедры и, что есть силы, хватает стулом об пол…» «Иное письмо с наслаждением прочитаешь…»
Подумай и ответь… - Какими предстают герои в данной ситуации? «Ревизор». Действие 1, явление 3. Спектакль Московского Малого театра
Подумай и ответь… - Какие черты и приметы уездной жизни открываются в репликах почтмейстера («Вот недавно один поручик пишет к приятелю и описал бал в самом игривом… очень хорошо. Я нарочно оставил его у себя. Хотите прочту?») и Аммоса Федоровича («…А я, признаюсь, шел было к вам, Антон Антонович, с тем, чтобы попотчевать вас собачонкою. Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете. Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того, и у другого») в явлении 2? Выразительное чтение по ролям явления 3.
Подумай и ответь… - Благодаря чему рассказ Бобчинского и Добчинского слушается не только с улыбкой, но и с напряжённым вниманием? «Ревизор». Действие 1, явление 3. Художник А.Константиновский
Подумай и ответь… - Что мы узнаём о полиции и городских властях из явлений 4 и 5? «Ревизор». Действие 1, явление 5. Художник П.Боклевский.
«Сборный город всей тёмной стороны» Полиция Власть «Ты там крадёшь в ботфорты серебряные ложечки»; «Прохоров пьян», «вчера за городом случилась драка», «возле того забора навалено сорок телег всякого сору», «Держиморда для порядка ставит всем фонари под глазами», «поставь какой-либо памятник, так нанесут всякого сора», «он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку». «Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя», «на каждого купца наложу доставить по три пуда воску», церковь и не начинала строиться, хотя на неё были ассигнованы средства.
Индивидуальное сообщение о реальных событиях, нашедших отражение в комедии «Ревизор». Действие 1, явление 5. Спектакль Московского Малого театра
- Все ли персонажи пьесы охвачены страхом? Подумай и ответь… «Ревизор». Действие 1, явление 5. Художник А.Константиновский Выразительное чтение по ролям явления 6.
- О чём свидетельствует выбор персонажей комедии? Подведём итоги… «Ревизор». Действие 1, явление 5. Спектакль Московского Малого театра
Домашнее задание 1. Прочить II действие комедии. 2. Рассказать о Хлестакове. Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение о царствовании Николая I. Групповое задание: 1. Выразительное чтение явления 8.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г