Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
«Хлестаков и Городничий» (Анализ второго действия) (8 класс)
Цели: - выявление общей логики поведения и речи городничего и Хлестакова, родственности Хлестакова по отношению к социальной среде «сборного города всей тёмной стороны»; - формирование навыка выразительного чтения по ролям, развитие коммуникативных умений учащихся; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления значения понятия «социальная среда».
Хлестаков. Художник А.Константиновский. Подумай и ответь… - Какие качества характера Хлестакова находят отражение в явлениях 1 – 7 действия? - Как обращается Хлестаков к Осипу и трактирному слуге? Как это его характеризует? - Как характеризует Хлестакова его собственные монологи?
Приезд городничего в гостиницу. Художник А.Константиновский. Выразительное чтение по ролям явления 8.
Приезд городничего в гостиницу. Художник Д.Кардовский Подумай и ответь… - О чём свидетельствуют ремарки, сопровождающие речь городничего и Хлестакова? - Чего боятся городничий и Хлестаков? - Что понимают городничий и Хлестаков из реплик друг друга?
Подумай и ответь… - Драматург неоднократно прибегает к приёму, когда персонаж говорит как бы для себя, не вслух. Какова роль этого приёма? - Почему городничий не замечает, что тот, кого он принимает за ревизора, робеет? - В каком эпизоде разговора страх Хлестакова вызвал ещё более сильный страх городничего? Хлестаков. Художник Д.Кардовский
Подумай и ответь… - Почему городничий, человек хитрый и опытный, всё больше впадает в ошибку, принимая правду Хлестакова за ложь? - Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего? Городничий. Художник Д.Кардовский Поведение Хлестакова вполне соответствует представлениям городничего о том, как должен вести себя важный чиновник из Петербурга.
Индивидуальное сообщение о царствовании Николая I
Подумай и ответь… - Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражение глубокого уважения и почтения к его личности? Хлестаков. Художник П.Боклевский Хлестаков преисполнен такого нестерпимого желания выглядеть значительным лицом, что легко верит в искренность городничего.
Подумай и ответь… - Похож ли Хлестаков в сцене разговора с городничим на сознательного обманщика? Хлестаков в комедии не выступает сознательным обманщиком, стремящимся ввести в заблуждение чиновников. Он далёк от мысли предстать перед ними ревизором. Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский
Подумай и ответь… - Что объединяет городничего и Хлестакова в этой сцене?
Заполни вторую часть таблицы цитатами ГородничийХлестаков Страх (ремарки) Желанием обмануть друг друга Стремление оправдаться Общая логика поведения (сами выдают себя, льстят друг другу), язык «Протянув руки по швам, робея, дрожа» «Зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержаться проезжающие» «Сначала немного заикаясь…» «Я, право, заплачу, мне пришлют из деревни…» «Да как вы смеете? Я служу в Петербурге» «Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая…» «Что касается унтер- офицерской вдовы, которую я будто высек, то это клевета…». «Особливо если гость просвещенный человек» «Ну батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге». «Мне очень нравится ваша откровенность»
Городничий и Хлестаков – пройдохи и плуты, хотя они по-разному проявляют себя. У них общая логика поведения и речи. Оба испытывают страх от осознания неизбежности предстоящего разоблачения, оба стараются обмануть друг друга и, пытаясь оправдаться, рассказывают правду о себе. Подведём итоги…
Домашнее задание 1. Прочить III действие комедии. Индивидуальное задание: 1. Подготовить пересказ событий явлений 1 – 3, действия III. Групповое задание: 1. Выразительное чтение по ролям явлений 5 – 7, действия III.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г