Подготовила Тетерятникова Марина Владимировна Учитель технологии МОУ-СОШ 33 Советского района г. Тулы
Орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.) По своим мотивам орнамент может быть: Геометрический* - состоящий из различных геометрических элементов; Меандровый* - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусствеДревней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр; Растительный* или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов,листьев, веток и т.п.; Животный* - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; Птичий *- составлен из стилизованных фигур птиц; Человекообразный *- с изображением человеческих фигур и полуфигур; Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. композициейТворчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали
Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор.
Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются: Красный – с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым; Синий – с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым; Желтый – с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым; Зеленый – с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым; Фиолетовый – с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его; Сетчатым – при котором вся поверхность заполнена узором; Центрическим или розеточным – в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Композиция. Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии.