Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» (Анализ третьего действия) (8 класс)
Цели: - выявление особенностей механизма превращения ничтожества в «вельможу» и «значительное лицо»; причин зла, лежащего в основе «сборного города все тёмной стороны»; - формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа, развитие коммуникативных умений учащихся; - формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова кумир.
Индивидуальное задание Пересказ событий явлений 1 – 3, действия III. Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский. События комедии тесно связаны между собой. III действие является непосредственным продолжением I.
Подумай и ответь… - Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая появления кого-нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут? Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.
Подумай и ответь… - Что важно для Анны Андреевны? - Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд? Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник П.Боклевский.
Выразительное чтение по ролям явлений 5 – 6, действия III. Хлестаков рассказывает. Художник А.Константиновский.
Подумай и ответь… - Почему Хлестаков стал так вдохновенно врать? Хлестаков. Художник П.Боклевский. Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него.
Исследовательская работа с текстом Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна Хлестаков «Нам ещё более приятно видеть такую особу». «Как можно-с, вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю. Я живу в деревне». Городничий: «Чин такой, что ещё можно постоять». «Вы, верно, и в журналы помещаете? Скажите, так это вы были Брамбеус?» «Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне ещё приятнее». «Вы, сударыня, заслуживаете. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…» «Без чинов, прошу садиться». «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего». «Да, и в журналы помещаю… Как же, я им всем поправляю статьи…»
Исследовательская работа с текстом Чиновники, Анна Андреевна, Мария Антоновна Хлестаков «Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?» «Я думаю, с каким там вкусом и великолепием даются балы» «Это господина Загоскина сочинение». «Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев». «Да, это моё сочинение» «Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…» «Ах да, это правда, это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». «Меня сам Государственный совет боится».
Подведём итоги - Удалось ли Хлестакову «соответствовать» ожиданиям собравшихся? Герой хорошо поел и выпил. Он счастлив. По привычке «маленького человечка» он хочет угодить приятным людям, поэтому готов сделать и сказать им всё, что только они захотят услышать от него. Хлестаков – А.Горев. Спектакль Московского Художественного театра.1908
Подведём итоги - Можно ли утверждать, что воображение Хлестакова гениально смело? Воображение страшно убого, но дерзко, смело в своей убогости – гениально убого. Нигде Хлестаков не выходит за пределы своего кругозора, своего уровня понимания. Хлестаков – Б.Бабочкин. 1936
Подведём итоги - Почему чиновники верят подобным глупостям? Как вы понимаете слова Добчинского: «Да так, знаете, когда вельможа говорит, чувствуешь страх?» Глупости говорит не кто- нибудь иной, а вельможа! Хлестаков – П.Боклевский. 1858
Подведём итоги - Верит ли сам Хлестаков в этот момент в то, что его персона вызывает страх у окружающих? Он говорит уже только начальственными окриками распекательного тона, он «отрывисто» кричит на них; а ведь они и по возрасту, и по чину выше его; но они сделали себе из него кумира, которому позволено всё. Хлестаков – В.Самойлов. 1897
Подведём итоги - О чём размышляет авто комедии, показывая «превращения» Хлестакова? Н.В.Гоголь показывает, как создаются настоящие «значительные лица» - нелепой ошибкой, глупым страхом среды, творящей себе кумира. Хлестаков – И.Ильинский. 1938
Домашнее задание 1. Прочить IV действие комедии. Индивидуальное задание: 1. Подготовить пересказ сцен с купцами, слесаршей, унтер-офицершей. Групповое задание: 1. Выразительное чтение по ролям явлений 3 – 7.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г