Тема урока : « Общая характеристика водорослей. Среда обитания. Отдел Зелёные водоросли» Учитель биологии Харцызского учебно- воспитательного комплекса « Интеллект» 25 Герасимович Марина Геннадиевна Г. Харцызск Донецкой области 2013 г.
Эпиграф урока Подводные висячие сады выполняют функцию единственной житницы океана, без которой жизнь в нем была бы невозможной. Б.Сергеев
Цели урока Образовательная-сформировать у учащихся представление о водорослях как о древнейшей группе растений на Земле, тело которых не имеет тканей и не разделяется на органы, познакомить со средой обитания водорослей, с классификацией водорослей, сформировать представление об общих чертах строения, особенностях размножения одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослях, их способностью образовывать органические вещества с помощью хлорофилла, продолжить формирование экологической компетентности.
ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ Экспресс-тесты 1.Клеточное строение имеют: A.все растения; Б. только некоторые растения 2.Хлоропласты - это пластиды: A. жёлтого цвета; Б. зелёного цвета 3.В процессе фотосинтеза образуются: A. крахмал; Б. белок
4.Придаёт клетке постоянную форму: A.оболочка; Б. цитоплазма 5.Делению клетки предшествует деление: A. ядра; Б. оболочки 6.Содержимое клетки является живым, за исключением: А. цитоплазмы; Б. вакуолей
Проверь себя 1.А 2.Б 3.Б 4.А 5.А 6. Б
Тема урока:« Общая характеристика водорослей. Среда обитания. Отдел Зелёные водоросли» Выступление консультантов. Работа в группах. Дополнительный материал ( сенканы, презентации). Продукт деятельности учащихся - составление учебного пособия. Проверка полученных знаний.
Задания для групп. Особенности жизнедеятельности зелёных водорослей 1 группа -Хламидомонада и хлорелла 2 группа - Вольвокс 3 группа - Спирогира 4 группа – Улотрикс
Изучение нового материала Общая характеристика водорослей Водоросли– самые древние растения на нашей планете, составляющие наибольшую группу среди низших растений. Насчитывают около 30 тыс видов водорослей.
Экологические группы: пресноводные и морские (фитопланктон и фитобентос), наземные, почвенные. Особенности строения: 1.Тело не дифференцировано на органы и ткани (таллом, или слоевище); 2.Клетки большинства водорослей имеют клеточную стенку, образованную целлюлозой 3. Хроматофоры (пластиды), содержат хлорофилл и другие пигменты; в хроматофорах имеются особые образования пиреноиды. Общая характеристика водорослей
4. Большинство подвижных водорослей имеют светочувствительное образование глазок, или стигму. Питание: автотрофное. Размножение: половое и бесполое. Формы бесполого размножения: вегетативное размножение осуществляется путем фрагментации таллома; деления клеток одноклеточных водорослей; у колониальных распада колоний; настоящее бесполое размножение водорослей осуществляется с помощью зооспор или спор. Половое размножение :связано с сближением гамет и образования зиготы. Общая характеристика водорослей
Размеры слоевища водорослей Одни из них – микроскопические, другие – гиганты. Например, размер тела одноклеточной водоросли хлореллы обыкновенной составляет всего 2 микрона, а тело многоклеточной морской водоросли макроцистиса грушевидного достигает в длину м.
Структурной единицей строения водорослей является клетка Форма клеток разнообразная: -грушевидная; -шаровидная; -веретеновидная; -цилиндрическая и другие.
Строение клетки водорослей Оболочка Цитоплазма Ядро Пигменты: зелёный,красный,бурый,жёлтый и др.
Строение слоевища По строению слоевища водоросли разделяют: -одноклеточные; -колониальные; -многоклеточные.
Экологические группы водорослей пресные и соленые водоемы
Экологические группы водорослей на коре деревьев на поверхно сти почвы на снегу и даже на льду
Альгология Наука,изучающая происхождение,строение и разнообразие водорослей.
Экологические группы водорослей Мелкие свободноплавающие водоросли входят в состав фитопланктона и, развиваясь в больших количествах, вызывают «цветение» (окрашивание) воды. Бентосные водоросли прикрепляются ко дну водоёма или к другим водорослям. Есть водоросли, внедряющиеся в раковины и известняк (сверлящие); встречаются (среди красных) и паразитические.
Разнообразие водорослей Зелёные водоросли
Разнообразие водорослей Бурые водоросли
Разнообразие водорослей Красные водоросли(Багрянки)
Водоросли подцарство подцарство Багрянковые Настоящие водоросли водоросли отдел отдел Зелёные водоросли отдел Диатомовые Красные Водоросли отдел Бурые отдел Эвгленовые
Отдел зеленые водоросли Хлорелла Ее клетки содержат большое количество питательных веществ 50 полноценных белков, жирные масла, углеводы, витамины В, С и К и даже антибиотики. Она размножается так интенсивно, что за сутки происходит тысячекратное увеличение числа ее клеток. Японцы научились перерабатывать хлореллу в белый порошок, богатый белками и витаминами. Его можно добавлять в муку для выпечки хлебобулочных изделий. Кроме того, хлорелла используется как источник дешевых кормов для скота и при биологической очистке сточных вод.
Творческая лаборатория Работа с учебником параграф 24,25. Задания для групп: 1. Хламидомонада. Хлорелла. рис Вольвокс. рис Спирогира. рис Улотрикс. рис.66.
В тёплую погоду летом часто можно наблюдать цветение воды. Этот изумрудный цвет воде придаёт размножающаяся в больших количествах хламидомонада.
Отдел Зелёные водоросли. Жизненный цикл хламидомонады Бесполое размножение – с помощью зооспор (4). Половое у большинства видов протекает по типу изогамии - гаметы образуются внутри материнской клетки в большем количестве, чем количество зооспор (32-64).
Жизненный цикл хламидомонады
В верхних слоях воды при хорошем освещении бурно разрастается хлорелла. Её можно встретить и в каплях дождя. бурно разрастается хлорелла. Её можно встретить и в каплях дождя.
Хлорелла Клетки имеют вид зеленых шариков диаметром до 15 мкм. Жгутиков, глазков и сократительных вакуолей не имеет. В клетках имеется чашевидный хроматофор. Половой процесс для этой водоросли не известен. Бесполое размножение. В результате деления формируется четыре или восемь дочерних клеток. После разрыва материнской оболочки клетки выходят наружу, увеличиваются в размерах и делятся вновь.
Отдел зеленые водоросли Хлорелла
Вольвокс Наиболее высокоорганизованны й представитель Зелёных водорослей. Их колонии имеют вид слизистых, диаметром 2-3 мм, шариков, в периферическом слое которых расположено до 60 тыс. клеток со жгутиками - зооидов, сросшихся своими боковыми стенками друг с другом. Внутренняя полость шара заполнена студенистым веществом.
Колонии вольвокса похожи на ёлочные шарики. Работа клеток в них идёт согласованно.
В такой колонии существует специализация клеток. Периферическую ее часть составляют вегетативные зооиды, а между ними разбросаны более крупные – генеративные (репродуктивные). Вольвокс,
Длинные нити спирогиры похожи на комки ваты. Её хроматофор обвивает клетку по контуру.
Многоклеточные зелёные водоросли. Спирогира. Нитчатые водоросли до 8-10 см. Скопления нитей спирогиры образуют тину. Нити неветвящиеся, образованные одним рядом цилиндрических клеток. В хроматофорах в большом количестве располагаются крупные бесцветные пиреноиды.
Спирогира Размножается спирогира бесполым и половым способом. Бесполое размножение осуществляется частями нитей при их случайном разрыве. Половой процесс осуществляется путем конъюгации – это процесс сближения двух клеток одной нити или разных нитей спирогиры,при котором их содержимое сливается.
Спирогира Образуют зелёные «подушки» в пресных водоёмах. Их скопления обычно называют тиной. Хроматофор у них в виде ленты, закрученной спиралью, располагается вдоль клеточной стенки.
Улотрикс Произрастает в быстротекущих реках, ведет прикрепленный образ жизни. Однорядные неветвящиеся нити улотрикса, прикрепляясь к подводным предметам камням, сваям, корягам и т.д., образуют зеленые дерновинки.
Глубже растёт улотрикс. Длинные тонкие нити прикрепляются к подводным камням и корягам.
При благоприятных условиях улотрикс размножается зооспорами, имеющими по четыре жгутика. Они образуются в четном количестве (2, 4, 8 и более). Способность к активному перемещению зооспор способствует расселению улотрикса. При неблагоприятных условиях размножается половым путём при помощи гамет.
Размножение водорослей. Улотрикс
Лабораторная работа 11. Тема. Строение водорослей. Цель : ознакомиться со строением и жизнедеятельностью одноклеточных водорослей на примере хламидомонады.
Строение хламидомонады Жгутик Оболочка Хроматофор Светочувствительный глазок Ядро Сократительные вакуоли
Закрепление знаний Что изображено на рисунке?
Игра «Расшифруй». Используя код, прочитайте термины. ХХХ ВЕОНДИРГАКЗУ ХХХ ЦОАРТОФМИНВО ХХХ САЛРИЖЖЕЖЕ МНИНИ ЬЕЮ
Ответьте на вопрос. Как называется данная водоросль?
Что изображено на рисунке Как происходит половое размножение спирогиры?
Ответьте на вопрос Что изображено на рисунке?
Для чего служат споры хлореллы: - для размножения - для перенесения неблагоприятных условий Что происходит при слиянии гамет: - образуется зигота - образуется семя - образуется зародыш Какие функции выполняет хроматофор: - светочувствительную - запасающую - фотосинтезирующую
Все водоросли относят к низшим растениям: - да -нет Наиболее развитые из водорослей имеют настоящие корни и листья: - да -нет Что общего между следующими понятиями: - корни -- ризоиды - листья -- слоевище - хлоропласты -- хроматофор
жгутик ризоиды зооспоры цветение воды вольвоксхроматофор
(около.30 тыс.) ОМ БП и
Вывод урока: Водоросли – низшие растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержатся хроматофоры с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Размножаются бесполым и половым путем.
Приём «Цветные шляпки». синий Что было необычным? Что нового узнали? зелёный Какие формы работы использовались на уроке? красный Что было сложным для вас на уроке? жёлтый Получили ли вы удовольствие на уроке?
Запишите домашнее задание: проработать § 24,25.Выписать новые термины и понятия. выполнить творческое задание. Проект «Экосистема космического корабля» стр.109
Использованная литература. 1.Кушнір Р.М. Біологія рослин. –К.: « Шкільний світ»,2007 р. 2.Аксенова М.В. Енциклопедія для дітей. Біологія. -М.: Аванта +,2001 р. 3.Соболь В.І. Біологія:Підручник для 7 кл.- К.:грамота, 2007 р. 4. Дігтяр Т.В. Позакласні біологічні заходи.- Вик.З.Х. Основа, 2006 р. 5.Пометун О., Пироженко Л., Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання.- К.:А.С.К.,2004 р.