Организация современного урока.
Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Главная методическая цель достигается следующими путями. Ход познания – «от учеников» Преобразующий характер деятельности обучающихся Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся Коллективный поиск, направляемый учителем Создание педагогических ситуаций общения на уроке Гибкая структура
Типы урока Урок «открытия» новых знаний Урок отработки умений и рефлексии Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности) Урок развивающего контроля
Уроки развивающего контроля. А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции. Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
отсутствие необходимого уровня предметной подготовки; отсутствие необходимой тестовой культуры; эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях.
Уроки развивающего контроля Главная задача – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контроля изученного учебного материала – решается путем написания школьниками контрольных работ и их рефлексивного анализа.
Структура: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта; взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. педагогический контроль – эталон находится у педагога.
Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля Мотивация (самоопределение) к контрольно- коррекционной деятельности– выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности.
Анализ контрольной работы Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – организация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Этапы урока развивающего контроля: Этапы урока развивающего контроля Цели Мотивация Определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу"). Актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо"). Установить тематические рамки ("могу") Актуализация и подготовка мышления учащихся Организовать повторение контролируемых способов деятельности. Актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольных работ Целеполагание контроля Организовать: мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля; осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата
Этапы урока развивающего контроля: Контрольная работа Организовать индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы) Самоконтроль (взаимоконтроль) Организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов Самооценка Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию Рефлексия Проговорить механизм деятельности по контролю. Наметить цели последующей деятельности. Фиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов. Оценить полученные результаты собственной деятельности. При необходимости определить задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества) Согласование оценок Знакомство с проверенной работой. Выражение учеником собственного мнения об оценке