Информационно-методический отдел ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический» Результат Результативность Диагностика Составитель: Логинова Н.Н., методист ИМО
3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений (из экспертного заключения) 3.1 Наличие форм фиксации образовательных результатов: Бланки, образцы форм фиксации образовательных результатов, заверенные руководителем учреждения (в межаттестационный период) 3.2 Наличие разработанных критериев и диагностических материалов для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса: Диагностические материалы (в межаттестационный период) 3.3 Динамика результативности освоения программы: Диагностические материалы, заверенные руководителем учреждения (в межаттестационный период)
Результат (resultatus - отраженный): то, что достигнуто с завершением какого-нибудь действия или является следствием какого-либо состояния (Малый толковый словарь); то, что достигнуто с завершением какого-нибудь действия или является следствием какого-либо состояния (Малый толковый словарь); показатель мастерства (Малый толковый словарь); показатель мастерства (Малый толковый словарь); конечный итог, завершающий собой что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка); конечный итог, завершающий собой что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка); следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка); следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка); состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями. состояние системы в определенный момент ее развития в соответствии с поставленными целями.
Два образа предполагаемых результатов: - нормативный образ ожидаемых результатов, который в той или иной степени отражается в существующих и разрабатываемых нормативных документах о дополнительном образовании (в государственных образовательных стандартах, в типовом положении, в документах по аттестации и др.); - субъективный образ желаемых результатов, который отражен в документах учреждения (Устав, программа развития, образовательные программы, целях, функциях и т.д.). - нормативный образ ожидаемых результатов, который в той или иной степени отражается в существующих и разрабатываемых нормативных документах о дополнительном образовании (в государственных образовательных стандартах, в типовом положении, в документах по аттестации и др.); - субъективный образ желаемых результатов, который отражен в документах учреждения (Устав, программа развития, образовательные программы, целях, функциях и т.д.).
Образовательный результат - итог (промежуточный или конечный) - итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной по конкретной образовательной программе образовательной программе
Две плоскости результата образовательной деятельности в дополнительном образовании детей : в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения учащихся; в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения учащихся; в области учебных и личностных результатов детей. в области учебных и личностных результатов детей. Образовательный результат - это, прежде всего, результат ребенка. Результат на уровне педагога обеспечивает результаты на уровне детей.
Р езультат ребенка: – итог его работы в образовательном процессе, – следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, – итоги его освоения предложенного содержания образования, – выражение степени его успешности и личностного роста. – итог его работы в образовательном процессе, – следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя, – итоги его освоения предложенного содержания образования, – выражение степени его успешности и личностного роста.
Результат педагогической деятельности - гармоничная, всесторонне развитая, эмоционально устойчивая, социально адекватная личность, способная к самообучению и самовоспитанию. - гармоничная, всесторонне развитая, эмоционально устойчивая, социально адекватная личность, способная к самообучению и самовоспитанию. Педагогическую деятельность - это взаимосвязь следующих компонентов: Педагогическую деятельность - это взаимосвязь следующих компонентов: - подготовка и систематизация материала для осуществления педагогической деятельности; - подготовка и систематизация материала для осуществления педагогической деятельности; - стимулирование и пробуждения интереса учеников к различным видам деятельности, в том числе совместной; - стимулирование и пробуждения интереса учеников к различным видам деятельности, в том числе совместной; -установление необходимого для успешного взаимодействия контакта педагога с обучающимся. -установление необходимого для успешного взаимодействия контакта педагога с обучающимся.
Результативность – это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов. Результативность образовательного процесса в УДОД является полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой системой, определяющей качественный уровень дополнительного образования
Результативность относят к проявлению успеха. Результативность относят к проявлению успеха. Это реальные позитивные сдвиги, которые приводят к качественным изменениям. Суть, смысл, назначение результативности состоит в переходе в иное, качественно новое состояние, которое является целью ОУ, ее планируемым результатом. Результативность можно рассматривать и как соотношение между реально достигнутым результатом и целью. Таким образом, результативность меньше или равна поставленной цели. Если результативность полностью соответствует цели, то достигается качество образовательного процесса: результативность = цель = качество. Предельная результативность, соответствующая целям наивысшего уровня, является качеством образовательного процесса. Результативность можно рассматривать как разновидность качества, его составляющую, а в лучшем случае, тождественное ему понятие.
Результативность образовательного процесса обусловлена: Результативность образовательного процесса обусловлена: - спецификой ДО, - компетентностью педагога ДО, - современными социальными реалиями (общество, семья, ребенок), - системой управления, ориентированной на результат.
Показатели результативности: стабильность количественного и качественного состава обучающихся; стабильность количественного и качественного состава обучающихся; уровень освоения обучающимися образовательной программы; уровень освоения обучающимися образовательной программы; качество программно-методического обеспечения (образовательная программа,, УМК, обобщенный опыт работы, публикации, авторские методики и т.д.); качество программно-методического обеспечения (образовательная программа,, УМК, обобщенный опыт работы, публикации, авторские методики и т.д.); включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета); включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета); результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках и т.д.) разного уровня; результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках и т.д.) разного уровня; результаты участия педагога в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. разного уровня. результаты участия педагога в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. разного уровня.
Диагностика в дополнительном образовании Педагогическая диагностика – это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Педагогическая диагностика – это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения и квалификации специалистов. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения и квалификации специалистов. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом. Диагностика проверки на качество образования включает три основных вида: Диагностика проверки на качество образования включает три основных вида: Дидактический (диагностика обученности и диагностика обучаемости); Дидактический (диагностика обученности и диагностика обучаемости); Методический (проверку, анализ и оценку качества использования дополнительных образовательных программ ); Методический (проверку, анализ и оценку качества использования дополнительных образовательных программ ); Психологический (повышение уровня социально-психологической подготовки детей, развитие коммуникабельности, креативности ). Психологический (повышение уровня социально-психологической подготовки детей, развитие коммуникабельности, креативности ).
Задачи диагностики: - анализ процесса и результатов обучения ( объема и глубины обученности, умения использовать накопленные знания, навыки, уровня сформированности основных приемов мышления, владения способами творческой деятельности); ( объема и глубины обученности, умения использовать накопленные знания, навыки, уровня сформированности основных приемов мышления, владения способами творческой деятельности); - анализ процесса и результатов развития обучающихся; - анализ процесса и достигнутых результатов воспитания (уровня воспитанности, глубины и силы нравственных убеждений, сформированности поведения)
Этапы педагогической диагностики I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления (например, объектом может стать определенная группа; творческого объединения, а направление- качество обучения); II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария; II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария; III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Виды диагностики Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка. Текущая диагностика ( промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка. Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка. Текущая диагностика ( промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Диагностическая деятельность педагога включает: 1) определение цели и задач диагностики; 1) определение цели и задач диагностики; 2) определение показателей и критериев, составляющих исследование; 2) определение показателей и критериев, составляющих исследование; 3) определение временных промежутков мониторинга; 3) определение временных промежутков мониторинга; 4) выделение количественного состава исследуемых групп обучающихся; 4) выделение количественного состава исследуемых групп обучающихся; 5) подбор (разработка, адаптация) методик для решения задач диагностики; 5) подбор (разработка, адаптация) методик для решения задач диагностики; 6) сбор информации с помощью диагностических методик; 6) сбор информации с помощью диагностических методик; 7) количественную и качественную обработку полученных результатов; 7) количественную и качественную обработку полученных результатов; 8) интерпретацию полученных результатов, то есть выработку и формирование педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; 8) интерпретацию полученных результатов, то есть выработку и формирование педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; 9) разработку и формулировку педагогического прогноза развития объекта (явления); 9) разработку и формулировку педагогического прогноза развития объекта (явления); 10) разработку коррекционных мер в форме определенного плана педагогических (а также психологических, социальных) воздействий на объект (явление) для проведения его в желательное состояние (с точки зрения цели и задач педагогического процесса). 10) разработку коррекционных мер в форме определенного плана педагогических (а также психологических, социальных) воздействий на объект (явление) для проведения его в желательное состояние (с точки зрения цели и задач педагогического процесса).
Основные методы диагностики: наблюдение педагога (в том числе участие в массовых мероприятиях, участие в общественной жизни коллектива и т.п.); наблюдение педагога (в том числе участие в массовых мероприятиях, участие в общественной жизни коллектива и т.п.); анкетирование; анкетирование; тестирование; тестирование; контрольный опрос (устный или письменный); контрольный опрос (устный или письменный); анализ проектно-исследовательской работы учащегося; анализ проектно-исследовательской работы учащегося; метод незаконченного предложения; метод незаконченного предложения; метод рисунка; метод рисунка; характеристика товарищей; характеристика товарищей; диагностическое собеседование; диагностическое собеседование; методы, которые применяются в соответствии со спецификой программы. методы, которые применяются в соответствии со спецификой программы.
Документальное оформление полученных результатов - в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал и т.д. - в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал и т.д. Пакет диагностических методик – это инструмент обеспечения объективного анализа и самоанализа достижения образовательного результата; является необходимой составляющей методического обеспечения образовательной программы. Пакет диагностических методик – это инструмент обеспечения объективного анализа и самоанализа достижения образовательного результата; является необходимой составляющей методического обеспечения образовательной программы. Аспекты оценки : Аспекты оценки результатов: - оценка подготовки отдельного ребенка (индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенкаи т.д.) и - оценка общего уровня подготовки всех обучающихся детского объединения. Из двух аспектов складывается общая оценка результата работы детского объединения (кружка, клуба, студии и т.д.).
Показатели (оцениваемые параметры) фиксируют требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения образовательной программы фиксируют требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения образовательной программы - либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, - либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, - либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. - либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. По каждому показателю описывается способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. По каждому показателю описывается способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. Совокупность измеряемых показателей может быть разделена в таблице на несколько групп: - теоретическая подготовка, - практическая подготовка, - основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности и т.д. Совокупность измеряемых показателей может быть разделена в таблице на несколько групп: - теоретическая подготовка, - практическая подготовка, - основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности и т.д.
Объектами контроля в дополнительном образовании могут быть: знание понятий, фактов, законов, теорий; знание понятий, фактов, законов, теорий; прикладные знания; прикладные знания; соответствие знаний, умений и навыков программе обучения; соответствие знаний, умений и навыков программе обучения; соответствие достижений обучающегося нормативным результатам; соответствие достижений обучающегося нормативным результатам; уровень и качество изготовляемого творческого продукта; уровень и качество изготовляемого творческого продукта; мастерство, культура, техника исполнения; мастерство, культура, техника исполнения; степень самостоятельности в приобретении знаний; степень самостоятельности в приобретении знаний; развитие творческих способностей и т.д. развитие творческих способностей и т.д.
Критерии, используемые для оценки качества, - должны достаточно полно отражать состояние объекта, - должны достаточно полно отражать состояние объекта, - должны содержать совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой. - должны содержать совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.
Степень выраженности оцениваемого качества - включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального с кратким описанием каждого уровня в содержательном аспекте; - определяется самим педагогом в соответствии с особенностями программы (часто оценивается количеством баллов ).
Диагностика фиксирует: - какие изменения произошли с ребенком в процессе обучения; - как изменяется его понимание требований, предъявляемых к нему по освоению образовательной программы; - в какой помощи педагога он нуждается.
Литература Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, 1, 2005) Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, 1, 2005) Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова. Результативность образовательной деятельности таблицы в удод&source=web&cd= Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова. Результативность образовательной деятельности таблицы в удод&source=web&cd= Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет- журн URL: (дата обращения: ). Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет- журн URL: (дата обращения: ).