УРОК РЕФЛЕКСИИ (урок-помощник) Огня без дыма, человека без ошибок не бывает. (Рус. нар. пословица) Кузькокова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ 16»
СТРУКТУРА УРОКА В ТДМ Огня без дыма, человека без ошибок не бывает. (Рус. нар. пословица)
АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА РЕФЛЕКСИИ Средства для построения конспекта урока рефлексии 1)Цели урока. 2) Структура урока рефлексии и требования. 3) Знания об инструментах самопроверки. 4) Шаги алгоритма построения урока.
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ 1) 2)
УРОК РЕФЛЕКСИИ 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. 3. Локализация затруднений. 4. Коррекция выявленных затруднений.
ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА РЕФЛЕКСИИ
Урок 18, слайд 21
СПОСОБЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ С/Р 1. С/р состоит только из заданий, соответствующих сформулированной теме. 2. С/р состоит из разных заданий. Задача детей найти среди данных заданий только те, которые соответствуют сформулированной теме урока.
Условия, которые влияют на место и способ предъявления с/р 1. Возраст учащихся. 2. Понимание учащимися шага коррекционной деятельности- длительность обучения в ТДМ.
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ
ФИКСАЦИЯ ИТОГА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (этап рефлексии)
ПЛАН УРОКА РЕФЛЕКСИИ 1 Применяем 2 Самостоятельная работа 1 3 Повторение 4 Зачем мы здесь? 5 Самостоятельная работа 2 6 Ставим цель 7 Работа над ошибками 8 Итог Ответ: 4,3,2,6,7,5,1,8
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЭТАЛОН ОБРАЗЕЦ ПОДРОБНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Эталон Образец Подробный образец Описание хода выполнения задания Результат выполнения задания Обобщенное описание выполнения задания(правило, схемы, …)
Подробный образецЭталон Х + 14 = 29 Х = 29 – 14 Х = 15 Х + а = Х = в - а ЭТАЛОН САМОПРОВЕРКИ Эталон самопроверки – это объединение эталона и подробного образца. В нем шаги алгоритма соответствуют шагам выполнения задания. В В
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ЭТАЛОНА ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Прописать подробное решение Соотнести первое и второе Составить или записать эталон на новый способ действия 2 1 3
Шаги алгоритма построения урока. 1. Преобразовать задания для этапа повторения 2. Составить список мест возможных затруднений учащихся и их причин. 3. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока 4. Подобрать задания для с/р 1,2 на применение перечисленных знаний. 5. Спроектировать деятельность учащихся, у котор. не было затруднений. 6. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки. 7. Подобрать задания для тренинга и актуализации знаний. 8. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе. 9. Составить список знаний, понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.п., которые требуют тренинга и коррекции ошибок. Подобрать соответствующие эталоны
УРОК РЕФЛЕКСИИ 1.Математика,3 класс 2.Тема урока: «Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд». 3. Образовательная цель: сформировать умения складывать трёхзначные числа с переходом через разряд, складывать именованные числа. 4. Список знаний, который требует тренинга и корректировки ошибок; соответствующие эталоны: умения записывать сложение столбиком, складывать трёхзначные числа с переходом через разряд, соотносить единицы длины с единицами счёта. 1 м = 10 дм = 100 см 5. Список мест возможных затруднений учащихся и их причины: 1) запись в столбик, 2) сложение чисел с разным кол-ом цифр, 3) вычислительные ошибки, 4) перевод из одной единицы длины в другую.
6. Задания для с/р1,2 на применение перечисленных знаний. 1) Запиши примеры в столбик и реши их: ) 5 м 84 см + 2 м 8 дм = м дм см 7. Образцы и эталоны для самопроверки. Образец для самопроверки с.р. 1 1) = 538 2). 5 м 84 см + 2 м 8 дм = 8 м 6 дм 4 см = = 821 Эталон для самопроверки с/р 1
8. Задания для тренинга и актуализации знаний. Задания для тренинга ( выбор): 1) Сложение трёхзначных чисел с использованием записи столбиком.(Запиши примеры в столбик и реши их) 2) Сложение именованных чисел. 3) Перевод одних единиц длины в другие. 4) Найти сумму чисел с переходом через десяток. Задания для актуализации: 1) Найди ошибки в записях и решении примеров (сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд с использованием записи столбиком). 2) Сложение именованных чисел. 9. Проектирование деятельности учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений. 1)Заполни пропуски: 2) Задания из учебника( решение уравнений, задач)