Работу выполнила: ученица 7-Г класса Сергеева Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Е.А.Иванова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Advertisements

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Учебный проект «Сокровища «Кладовой солнца» Автор: учитель русского языка и литературы Шулькина Г.М.
Урок-презентация по рассказу М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
«Край непуганых птиц» Дунино – источник вдохновения М.М.Пришвина Литературный проект Исполнитель: Драгунская Екатерина, учащаяся 8-1 класса.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца»
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего, эта благодарность.
Михаил Михайлович Пришвин ( ) « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН. М.М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это.
«Книги - мои друзья» урок литературного чтения УМК «Перспектива» 1 класс Чекалкина Наталья Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная.
Реклама творчества Владислава Крапивина Автор работы Смирнова Валерия МОУ «СОШ 5»
Михаил Михайлович Пришвин Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Великая любовь Пришвина к природе родилась из.
Человек и природа в художественной литературе и жизни Авторы: Романова Т.Н., Кусакина Е.А., Савкова Т.С. Проект по литературе для учащихся 7 класса.
Тема урока: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М. Пришвин.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
МихаилМихайловичПришвин Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ 27, г. Тверь.
Михаил Михайлович Пришвин Михаил Михайлович Пришвин
Михаил Михайлович Пришвин ( ) « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде.
Транксрипт:

Работу выполнила: ученица 7-Г класса Сергеева Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Е.А.Иванова

В 2013 году исполнилось 140 лет со дня рождения М.М.Пришвина ( ) Цель : показать своеобразие жанра произведения «Кладовая солнца» Задачи: - изучение и обобщение значения терминов: «сказка», «быль»; - анализ эпизодов художественного произведения; - выявление гуманистической темы произведения. Никакой правды не бывает без выдумки! * Напротив! Выдумка спасает правду, для правды * только и существует выдумка. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М. Пришвин

Объект исследования: сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Методы исследования: -работа с информационным источником -социальный опрос, беседа -анализ и обобщение результатов

Михаил Михайлович Пришвин по праву считается классиком русской литературы, выдающимся мастером слова, художником-гуманистом. В настоящее время особенно остро звучат слова «экологические мотивы творчества Пришвина – тема охраны природы, взаимодействия человека и окружающего мира, единства всего живого», - пишет исследователь В.А.Фатеев. Все произведения М.Пришвина проникнуты верой в победу добра над злом, доверием и любовью к человеку и природе. «Я – писатель, который пишет свои книги, как завещание… грядущим поколениям», - говорил М.М.Пришвин. У каждого из нас есть книги, которые можно поставить на «золотую полку». Мне очень нравится сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенно заинтересовало то, что автор пытается увидеть в реальной действительности сказочные моменты. Мне кажется, что в современном мире люди перестали верить в сказки, в чудеса. А хотелось бы, чтобы они научились видеть сказку в «прозе жизни», как это делает Пришвин. В этом заключается актуальность нашего исследования. Еще понравилось то, что автор наделяет человеческими качествами и животных, и птиц, и деревья – они думают, переживают, действуют. Но больше всего меня заинтересовало то, как Пришвин пришел к жанру сказки-были. Я знаю, что такое сказка, знаю, что такое быль. И мне всегда казалось, что это совершенно разные жанры, а Пришвину удалось их совместить в одном произведении. После прочтения произведения я задумалась над тем, что же такое «кладовая солнца», для кого она предназначена, и почему автор обозначил жанр своего произведения как сказка-быль? Ответ на эти вопросы я получила на уроке литературы, когда учителем были процитированы слова самого автора: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их». Для меня теперь ясно, что кладовая солнца - вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы. Итак, в своем исследовании я решила выяснить определение жанра, созданного М.М.Пришвиным произведения «Кладовая солнца», определить в этом художественном тексте моменты сказочные и реальные и акцентировать внимание на богатстве языка писателя.

Изучение произведения в данном аспекте позволило выдвинуть гипотезы: 1. Возможно, писатель отражает жизнь в форме сказки. 2. Предположим, что черты сказки можно видеть в реальной действительности. 3. Допустим, сказка-быль даёт неограниченные возможности сближения мечты и реальности.

Я обратилась к этой теме, потому что хочу, чтобы люди учились быть гуманными по отношению друг к другу и окружающей природе, а благодатной почвой для этого, на мой взгляд, являются произведения М.М.Пришвина. Ведь читая его книги, каждый как бы вдыхает аромат березовых листьев и смолы, видит синие леса и прозрачные лесные озера, слышит крики лебедей на утренней заре, с волнением чувствует великую любовь писателя к родине. Я считаю, что сказка Пришвина «Кладовая солнца» светится не только любовью, - в ней борьба, в ней вечное противостояние добра и зла.

Глава I. Теоретическая часть. 1.1.Истоки жизни Михаила Михайловича Пришвина Мальчик с детства был близок к природе. С перепелиным охотником Гуськом он вместе встречал ночь и, «замирая от восхищения и любви, Бог весть к кому и чему, слушает песню этих птиц…» Таковы были истоки, жизненное начало, из которого вырос Михаил Михайлович Пришвин – мыслитель и писатель. Известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Там было имение, купленное у помещика еще дедом. Писатель происходил из купеческого сословия – так крайне лаконично говорится о корнях М.М. Пришвина, о тех людях, которые оказали влияние на его личность и судьбу в энциклопедических словарях. Но есть замечательная книга жены писателя, Веры Дмитриевны Пришвиной, - «Круг жизни. Очерки о М.М.Пришвине», в которой она рассказывает подробно о родителях и детских годах будущего писателя

1.2 Сказка-быль «Кладовая солнца» в творчестве М.М.Пришвина «Кладовая солнца» - одно из наиболее известных произведений писателя. Написанное после Великой Отечественной войны, в 1945 году, оно посвящено теме становления детских характеров, единства человека и природы. Эта повесть заняла первое место на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. Сам Михаил Михайлович Пришвин считал сказку-быль «Кладовая солнца» одним из лучших своих произведений; именно об этом произведении он писал в своих дневниках как об удачно найденной форме соединения правды и сказки. Михаил Михайлович Пришвин определил жанр своего произведения как сказка-быль. Исследователи подчеркивают, что «форма сказки» характерна для послевоенных произведений М.М.Пришвина, «увидевшего в этом жанре неограниченные возможности сближения мечты и действительности».

Глава II. Практическая часть. 2.1 Сказочный элемент сказки-были «Кладовая солнца» Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть. «Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло. Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это способ понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.

Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль». Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, - пишет он, - очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось…» Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.

2.2 Реальная действительность в произведении «Кладовая солнца» Михаилу Михайловичу Пришвину принадлежит такая философская мысль: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их». Этой мыслью автор хотел показать, что кладовая солнца – это не только вымысел, не сказка, что кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы. Произведение Пришвина удачно соединяет правду и вымысел и отражает важнейшие мысли писателя о природе и человеке. Сказка осознается писателем как синоним мечты, которая предшествует всякому делу, а затем уже превращается в руках человека в правду. У Пришвина сказка и быт неразрывно связаны, без сказки не будет и правды. Михаил Михайлович Пришвин сам понимал, что «Кладовая солнца» - одно из лучших его достижений, так как ему удалось создать «современную правдивую сказку», то есть такую сказку, в которой сохранена и «правда очерка».

В сказке все события происходят в одном времени, время всегда движется в одном направлении и никогда не возвращается назад. В «Кладовой солнца» события происходят в настоящем и прошлом времени: повествование прерывается воспоминаниями о прошлом. В сказке нет описаний пейзажа, тем более подробных, обстоятельных – в произведении Михаила Пришвина таких описаний достаточно много. И конечно, в сказке нет научных описаний, которые есть у Пришвина. Таким образом, в произведении Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» мы находим как элементы сказки, так и элементы, не соответствующие этому жанру. Поэтому сам писатель и определил жанр своего произведения, как сказка-быль. Как пишет в своей книге жена писателя, Вера Дмитриевна Пришвина, «он (Пришвин) назовет свое направление в писательстве стремлением «создать сказку в земном пространстве и в земном времени, чтобы жизненный случай действовал как перо Жар-птицы». Это значит – видеть в реальной действительности, в «прозе жизни» сказку… утвердить ее как факт и как цель. Эта тема будет отныне вести Пришвина открыто и до конца: все свои последующие произведения он назовет «повесть-сказка», «роман-сказка».

Заключение По окончании работы над исследованием, я убедилась, что Михаил Михайлович Пришвин был выдающимся мастером слова, философом, который всю свою жизнь стремился к небывалому, новому. Важно отметить особенности стиля писателя - когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно замечает: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования – суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста». Я считаю, что авторская мысль заключается в следующем: «Мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна». В заключение хочу пожелать, чтобы в любой жизненной ситуации вы смогли находить сказочные моменты, а в любой мечте – реальные. Помните, что в любой сказке есть место реальной действительности, а в любой жизненной ситуации – вымыслу, сказке.

Информационные источники 1.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., "Литература. Начальный курс", Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О. М. - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, Мотяшов И. «Михаил Пришвин». Детская литература. – М., ПришвинМ.М.«Кладовая солнца»: сказка-быль. Лесная капель: Записки. – М.: Современник, Пришвина В.Д. «Круг жизни. Очерки о М.М.Пришвине», М., Русина Н.С. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 кл. ч 2. – СПб.: Просвещение, Интернет-ресурсы: Дом в Дунино: Дунино: Памятник Пришвину: Пришвин с собакой: Рассказы о природе: Охота за бабочкой: Кладовая солнца: