Пермский край О реализации проекта «Белкомур» Докладчик: О.В. Демченко Заместитель председателя Правительства Пермского края
Пермский край
Магистраль «Белкомур» - ключевой проект экономической интеграции и развития северных регионов России Архангельская область Республика Коми Пермский край Архангельск Сыктывкар Соликамск Пермь Транссибирская магистраль ж/д магистраль Белкомур (действующие и строящиеся участки) Прочие действующие ж/д линии Лес и бумага Руда Химические грузы Уголь Нефтепродукты Прочие Промышленные проекты Мурманск Формирование инфраструктурной основы для роста промышленности ̶ создание условий для освоения природно-сырьевых и лесных ресурсов севера европейской части России ̶ повышение инвестиционной привлекательности и социально- экономический рост 9 регионов России с населением до 20 млн. человек Повышение транспортной эффективности системы ж/д России ̶ создание альтернативного транспортного направления из промышленно развитого Урала в порты Белого, Баренцева и Балтийского морей ̶ сокращение расстояний между Уралом и Северными морями России до 800 км ̶ раскрытие транзитного потенциала России за счет формирования международных транспортных коридоров, оптимизации нагрузки на Транссиб Создание предпосылок долгосрочного социально- экономического развития ̶ укрепление социальных и экономических связей между регионами, повышение надежности снабжения регионов топливом, энергией, продовольствием ̶ снижение рисков социальной напряженности за счет повышения мобильности и благосостояния населения, расширения этнических связей Магистраль «Белкомур» – инфраструктурная основа Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области
Арктическая зона России в силу своих природных богатств, географического положения и обширности территории, имеет важнейшее значение для устойчивого социально- экономического развития Российской Федерации, обеспечения ее геополитических интересов, обороноспособности, экологической безопасности Территории Арктической зоны России богаты запасами минерально-сырьевых и других природных ресурсов, характеризуется сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных территориях и одновременно – удаленностью и транспортной труднодоступностью Развитие регионов Арктической зоны Российской Федерации требует системного и комплексного подхода к освоению богатых ресурсами территорий, что должно сопровождаться реализацией актуальных транспортных проектов – в первую очередь по развитию инфраструктуры ж/д транспорта Санкт-Петербург Усть-Луга Москва Ярославль Вологда Архангельс к Киров Кандалакша Беломорск Обозерская Пермь Екатеринбу рг Тюмень Соликамск Омск Курган Челябинск Уфа Пенза Нижний Новгород Сыктывкар Обская Карпогоры Вендинга Сосногорск Воркута Салехард Надым Бовавенково Харасавей Сабетта Микунь Чум Сургут Полуночное Новый Уренгой Коротчаево Ямбург Новосибирс к Томск На Западную Европу (Варшава, Берлин, Париж) На Украину На Казахстан, Среднюю Азию, Дальний Восток, Китай, Корею СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ Новый порт У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я Ключевые действующие ж/д магистрали Прочие действующие ж/д магистрали Предполагаемые ж/д магистрали Ключевые морские маршруты Мурманск (МТУ) К портам Западной Европы К портам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии К портам Западной Европы Дудинка Норильск Транспортная инфраструктура центральной части Арктической зоны Российской Федерации Пермский край
Комплексная программа предполагает строительство ж/д магистрали «Белкомур» и реализацию 39 крупных промышленных инвестиционных проектов общей стоимостью около 720 млрд. руб. в горно-химической, топливно-энергетической, рудной, лесной и целлюлозно-бумажной отраслях, развитие нефтегазохимического комплекса и др. Архангельская область Республика Коми Пермский край Архангельск Сыктывкар Соликамск Пермь Транссибирская магистраль ж/д магистраль Белкомур (действующие и строящиеся участки) Прочие действующие ж/д линии Лес и бумага Руда Химические грузы Уголь Нефтепродукты Прочие Промышленные проекты Пермский край 10 крупных инвестиционных проектов Общая стоимость свыше 345 млрд. руб. Создание свыше 12,000 новых рабочих мест Вклад в ВРП от проектов за первые 10 лет – 566 млрд. руб. Суммарные налоговые платежи за первые 10 лет – 330 млрд. руб. Мурманск Макроэкономические эффекты Комплексной программы: 1,3 трлн. руб. - суммарная добавленная стоимость, средний прирост ВРП регионов - более 7%, суммарные налоговые поступления в бюджет от промышленных проектов более 820 млрд. руб. Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области (проект «БЕЛКОМУР»)
Пермский край Инвестиции и график строительства (в ценах 2012 года) Инвестиционная программа при реализации проекта «Белкомур» включает два вида капиталовложений: строительство и реконструкция объектов инфраструктуры и приобретение локомотивов (тяговых и маневровых) 16 млрд. руб. 212 км 215 км237 км 497 км 35 млрд. руб. 105 млрд. руб. 20 млрд. руб. Архангельск КарпогорыВендингаСыктывкар Соликамск График строительства, млрд. руб. 33%33% 21%21% 25%25% 1%1% Инвестиции в новое строительство, млрд. руб. Инвестиции в реконструкцию, млрд. руб. 20% Удельная стоимость капитальных затрат на 1 км с НДС: -новое строительство – 197 млн. руб. -реконструкция – 79 млн. руб. Подготовка территорииНовое строительствоРеконструкция 1 млрд. руб.140 млрд. руб.35 млрд. руб.
Пермский край Инвестиционные проекты комплексной программы «Белкомур» реализуемые на территории Пермского края Название проектаИнвестор Стоимость общая, млн.руб Количество рабочих мест Мощность по проекту Вид груза Строительство Усольского горно-обогатительного комбината по добыче и производству калийных удобрений ОАО "Еврохим" млн. т.Руда Разработка Половодовского участка со строительством ГОКаОАО «Уралкалий»77 200, ,5 млн. т.Химические грузы Строительство горно-обогатительного комбината на Талицком участке Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей ОАО «Акрон» млн. т.Химические грузы Разработка Усть-Яйвинского участка (строительство нового рудника с двумя шахтными стволами и увеличение мощности перерабатывающей фабрики Березники-3) ОАО «Уралкалий»52 547,74422,8 млн. т.Химические грузы Расширение добывающих и обогатительных мощностей рудника Соликамск-3 ОАО «Уралкалий»33 132,92502,0 млн.т.Химические грузы Модернизация и расширение производства кальцинированной соды на Березниковском содовом заводе ОАО «Березниковский содовый завод» ,2 млн. т.Химические грузы Модернизация и замена оборудования на рудниках Березники- 2, Березники-3, Соликамск-2, Соликамск-3 ОАО «Уралкалий»6 286,1951,0 млн. т.Химические грузы Строительство мощностей по производству очищенного едкого калия на территории завода «Сода-хлорат» ООО "Сода-хлорат" ,0 тыс. т.Химические грузы Расширение производства полистиролаЗАО "Сибур-Химпром" млн. т.Химические грузы Освоение производства бумаги "LWC" на ЦБК "Кама"ЗАО "Инвестлеспром" тыс. т.Лес и бумага ВСЕГО , ,85 млн. т
Пермский край В направлении станции Сыктывкар Всего15,325,330,0 Каменный угольИтого:8,214,316,3 ОАО "Суэк", ОАО "УК Кузбассрарзрезуголь", ОАО ХК "СДС- Уголь", ЗАО "ЕПК", ООО "Промугольсервис", ООО "ЕвразХолдинг" Мурманская область (Окт.) коксующийся, энергетический уголь 7,113,215 0,8 0,9 Архангельский узел (Сев.) 0,3 0,4 Нефтяные грузыИтого:0,91,11,3 ООО "ЛУКОЙЛ- Пермнефтеоргсинтез" Архангельский узел (Сев.)неф/прод 0,2 ЗАО "Антипинский НПЗ"Архангельский узел (Сев.)газы эн., диз.топл., керосин 0,50,60,7 ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ»Архангельский узел (Сев.)газы и неф/прод 0,20,30,4 Лесные грузыИтого:0,811,2 Лесозаготовительные и лесопильные предприятия, леспромхозы Сыктывкар (Сев.) круглый лес, лесоматериалы 0,5 Лесозаготовительные и лесопильные предприятия, леспромхозы ** Сыктывкар (Сев.) 0,20,40,5 Лесозаготовительные и лесопильные предприятия, леспромхозы Сыктывкар (Сев.) 0,1 0,2 Минеральные строительные материалыИтого:0,50,91,1 ООО "КНАУФ КУНГУР", ООО"Урал- ГИПС" и др. строит. предприятия Архангельский узел (Сев.) цемент, гипс, строит. смесь, щебень 0,1 0,2 Сыктывкар (Сев.) 0,20,40,5 Микунь, Низовка, Усинск (Сев.) 0,20,4 Химические и минеральные удобренияИтого:4,76,28,2 ОАО "Азот"Костомукша (Окт.) калийные удобрения 0,2 МХК "Еврохим",ОАО "Ковдорский ГОК" порт Санкт-Петербург, порт Усть-Луга (Окт.) 234 ОАО "Уралкалий"2,534 Млн. тонн. Млн. тонн Корреспонденции перевозок грузов по железнодорожному направлению "Белкомур" Сыктывкар-Пермь (Соликамск)
Прочие грузыИтого:0,20,30,4 ОАО "Метафракс", и другие предприятия Сыктывкар (Сев.) хим. грузы, метизы, остальные прод. товары 0,20,30,4 Грузы в контейнерахИтого:-1,5 Мурманский порт (Окт.) -1,5 В направлении станции Соликамск Всего4,85,66,0 Каменный угольИтого:0,5 0,7 ОАО "Воркута Уголь"Пермский край (Сверд.) коксующийся, энергетический уголь 0,5 0,7 Рудные грузыИтого:3,53,6 ОАО "ЧЭМК" Аносово (Ю.-Ур.) хром. руда 0,3 Источник (Сверд.) 0,4 Электростанция (Ю.-Ур.) 0,3 Сосногорская ОК "РУСАЛ" ЗАО "Коми Алюминий" * Красноярск (Крас). глинозем 0,7 Карабула (Крас). 0,1 Камышта (Крас). -0,1 Обнорская (З.-Сиб.) 0,1 ОАО "Боксит Тимана" Уаз (Сверд.) бокситы 111 Климки (Сверд.) 0,5 Ачинск (Крас.)нефелины 0,1 Лесные грузыИтого:0,10,2 ОАО "Монди СЛПК" ("СТЕП") *, предприятия деревообработки и деревянного домостроения и др. Пермский край (Сверд.) конструктивные элементы деревянного домостроения 0,10,2 Прочие грузыИтого:0,70,81 ОАО "Монди СЛПК" ("СТЕП") * Пермский край (Сверд.) остальные прод. товары 0,10,20,3 Свердловская область (Сверд.) мет.лом, дер. дома, мебель 0,5 Пермский край (Сверд.) мет.лом, метизы 0,1 0,2 Итого: Грузы в контейнерахИтого:-0,5 Забайкальск (Заб.), Наушки (З.-Сиб.) -0,5 Пермский край
«Белкомур» поддерживается в федеральных министерствах и ведомствах России Государственная поддержка «Белкомура» Министерство транспорта Российской Федерации утвержден Экспертным советом Министерства транспорта РФ одобрен Инвестиционной комиссией по отбору проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ Федеральные стратегии развития включен в Транспортную стратегию РФ включен в Стратегию развития ж/д транспорта России ОАО «РЖД» поддерживает строительство новой железнодорожной магистрали включило проект в программу развития железных дорог России Региональные стратегии развития включен Стратегию развития СЗФО России включен в Стратегии развития регионов Севера и Урала России
Пермский край Проект предполагает строительство недостающих и реконструкцию существующих ж/д участков для запуска сквозного железнодорожного сообщения по спрямляющему маршруту Архангельск – Сыктывкар – Соликамск (Пермь) Ключевые параметры проекта: Мурманск Беломорск Архангельск Карпогоры Вендинга Сыктывкар Соликамск Пермь Микунь Архангельская область Республика Коми Пермский Край Вологда Киров Действующие участки «Белкомур» (подлежат реконструкции) Новое строительство «Белкомур» Прочие действующие ж/д линии Общая протяженность: 1,161 км ̶ новое строительство: 712 км ̶ реконструкция: 449 км Требуемые инвестиции (в ценах 2012 г.) ̶ новое строительство:140 млрд. руб. ̶ реконструкция: 35 млрд. руб. ̶ подготовка территории: 1 млрд. руб. Срок реализации проекта: 5 лет Целевой срок запуска: 2018 год Прогноз грузопотоков: до 35 млн. тонн* Удельная стоимость капитальных затрат на 1 км с НДС: ̶ новое строительство 197 млн. руб. ̶ реконструкция 79 млн. руб. * Объем перевозок указан без учета современного развития угольной отрасли Кузбасса (с учетом данного грузопотока объем перевозок составит более 50 млн. тонн.) Техническо-экономические параметры строительства магистрали «Белкомур»
Пермский край Источник: ИЭРТ Мурманск Архангельск Вендинга Сыктывкар Соликамск Пермь Микунь Вологда Киров 53,4 50,5 43,0 15,4 3,9 4,4 5,2 5,6 30,0* 25,3 15,3 4,8 5,6 6,0 30,8 26,3 16,5 1,2 1,6 8,2 9,0 9,6 29,3 25,1 15,8 0,1 0,4 2,1 2,8 3,2 30,0 25,3 15,3 1,0 1,5 1,8 0,1 1,1 1,7 2,0 30,9 26,5 17,2 1,1 22,8 19,4 11,3 2,2 9,7 10,0 12,1 12,3 30,8* – 2030 г. 26,3 – 2025 г. 16,5 – 2020 г. 1,2 – 2011 г. Объемы грузопотоков, млн. ткм / км 1,6 – 2011 г. 8,2 – 2020 г. 9,0 – 2025 г. 9,6 – 2030 г. Беломорск Карпогоры В направлении северных портов России В направлении Урала России Грузовая база прогнозируется в объеме до 35 млн. тоннокм/км в год, что обеспечивает полную загрузку магистрали Основной объем прогнозируемой грузовой базы по магистрали – новые грузы. При этом доля возникающих непосредственно в полигоне тяготения магистрали Белкомур составляет порядка 40% 51,6% 9,9% 5,2% 7,6% 3,1% 11,4% 11,2% Структура грузопотока по видам грузов (2030 г.) Нефтепродукты Руда Лесные грузы Прочие грузы Уголь Минеральные строительные грузы Химические и мин. удобрения Прогнозный грузопоток по магистрали «Белкомур» * Объем перевозок указан без учета современного развития угольной отрасли Кузбасса (с учетом данного грузопотока объем перевозок составит более 50 млн. тонн.)
Пермский край Эффективность проекта строительства магистрали «Белкомур» Государственная поддержка в объеме 40% от стоимости проекта (с учетом возможностей по инвестированию средств ФНБ и ПФР) обеспечивает инвестиционную привлекательность проекта и высокий уровень отдачи как для государственных фондов и бюджета России, так и для экономики и общества в целом. Эффективность для экономики России и общества в целом Проект обеспечит увеличение ВВП на объем свыше 880 млрд. руб. (добавленная стоимость за срок реализации проекта). Каждый рубль, вложенный в строительство магистрали приведет к увеличению ВРП регионов более, чем на 2 рубля Оптимизация (экономия) необходимых инвестиций РЖД в полигоне влияния магистрали «Белкомур» для ликвидации «узких мест» в инфраструктуре и освоения прогнозного грузопотока более чем на 120 млрд. руб. (в ценах 2011г. без НДС ) Магистраль «Белкомур» существенно увеличит транспортную обеспеченность населения – более 60 населенных пунктов с населением свыше 1,16 млн. человек находятся непосредственно по маршруту магистрали Создание магистрали «Белкомур» обеспечит сокращение транспортного пути между Уралом и Северными морями России на расстояние до 800 км, будет способствовать интенсивному развитию портов Архангельска, Мурманска, Сабетты, Санкт-Петербурга и Усть-Луги Рост производства и создание условий эффективной реализации промышленных проектов в регионах тяготения на сумму около 720 млрд. руб. Количество новых рабочих мест до 6,4 тыс. чел. (на этапе строительства магистрали), до 4,3 тыс. чел. на этапе эксплуатации, а в целом по Комплексной программе до 28 тыс. чел. Эффективность проекта «Белкомур» для государства Проект позволяет привлечь внебюджетные источники финансирования в объеме до 60% от стоимости проекта. «Белкомур» является самоокупаемым инфраструктурным проектом. Финансовая модель проекта допускает финансирование на принципах возвратности и доходности в параметрах размещения средств ФНБ и Пенсионных фондов (3-6% и инфляция + 1% соответственно). Бюджетные инвестиции окупаются за счет налоговых поступлений от проекта с доходностью свыше 7% за время реализации проекта