1 Ковалькова Елена Юрьевна, канд. юрид. наук, доцент
ПРИНЦИПЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ: Размещение информации в ЕИС Полнота и достоверность информации ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ: Создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок Соблюдение добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЗАКАЗЧИКА: Осуществление деятельности на профессиональной основе Поддержание и повышение квалификации или профессионального образования в сфере закупок ПРИНЦИП СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ: Приоритет обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции ПРИНЦИП ЕДИНСТВА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК: Единые принципы и подходы при планировании и осуществлении закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК: Достижение заданных результатов Персональная ответственность
Регулирование всего цикла закупок : планирование, проведение закупки, исполнение контрактов, приемка, контроль и аудит Фокус на результате закупок Повышение уровня информационной открытости госзаказа и усиление общественного контроля Профессионализация сферы закупок и введение персональной и публичной ответственности заказчика Ключевые решения контрактной системы 3
4 ОБОСНОВАНИЕ И НОРМИРОВАНИЕПЛАНИРОВАНИЕОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОКМЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ЗАКАЗЧИКАКОНТРОЛЬ, АУДИТ, МОНИТОРИНГ
Обоснование цели осуществления закупок 1) достижения целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами ; 2 ) исполнения международных обязательств РФ, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ ; 3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. В соответствии со ст. 13 Закона закупки осуществляются для : 5
Обоснование закупок Необходимо обосновывать каждую закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана - графика и устанавливает соответствие планируемых закупок целям их осуществления. Если в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок закупка признается необоснованной, органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99 выдают предписание об устранении выявленного нарушения и привлекают виновных в этом лиц к ответственности ( ч. 6 ст. 18). Нормы об обосновании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г. 6 Ст. 18.
7 План закупок необходимости реализации конкретной цели (ст.13) ;13 нормирования закупки – предельная цена и (или) нормативные затраты на обеспечение функций гос. и мун. органов (ст.19).19 План -график 1) начальная (максимальная) цена контракта; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе дополнительные требования к участникам закупки. объект закупки исходя из :
НОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК Требования устанавливаются к: количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг Запрет: избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации Государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, ГК по атомной энергии "Росатом" Правительство РФ общие правила нормирования: требования к актам о нормировании; общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг требования к актам о нормировании; требования к отдельным видам товаров, работ, услуг требования к закупаемым ими товаров, работ, услуг НОРМИРОВАНИЕ = ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПАЕМЫМ ТОВАРАМ, РАБОТАМ, УСЛУГАМ
КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК Выдача решений, предписаний об устранении нарушений законодательства о закупках, передача материалов дела для решения вопросов о привлечении к административной ответственности Органы, осуществляющие контроль ФАС России, Рособоронзаказ, ОИВ субъекта РФ, ОМСУ муниципального района, городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок Федеральное казначейство; Росфиннадзор ФАС России, Рособоронзаказ, ОИВ субъекта РФ, ОМСУ муниципального района, городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок Федеральное казначейство; Росфиннадзор Формы осуществления контроля Новые виды контроля (ст. ст. 100, 101 и 102 Закона о контрактной системе): ведомственный контроль в сфере закупок, контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком, общественный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере закупок
10 СИСТЕМА органов контроля ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
11 Федеральный орган Орган Субъекта РФ Муниципальный орган Плановые проверки (Федеральные нужды) Плановые проверки (нужды субъекта РФ) Плановые проверки (муниципальные нужды) Внеплановые проверкиВнеплановые проверки (нужды субъекта РФ + муниципальные нужды) Внеплановые проверки (муниципальные нужды) ВНЕШНИЕ органы контроля: контрольный орган в сфере закупок Контроль в отношении Операторов электронных площадок + при проведении электронного аукциона Федеральный орган + Контрольный орган в сфере оборонного заказа При проведении плановых и внеплановых проверок НЕ подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок по критериям « качество …» и « квалификация …»
12 Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за : соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика ; соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся : Порядок указанного контроля определяется Постановлением Правительства РФ Внешний контроль: финансовые органы
13 осуществляют контроль в отношении : соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок ; нормирования в сфере закупок при планировании закупок ; определения и обоснования начальной ( максимальной ) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком ( подрядчиком, исполнителем ), при формировании планов - графиков ; применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком ( подрядчиком, исполнителем ) условий контракта ; соответствия поставленного товара, выполненной работы ( ее результата ) или оказанной услуги условиям контракта ; своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы ( ее результата ) или оказанной услуги ; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы ( ее результата ) или оказанной услуги целям осуществления закупки. Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля соответствующими органами внутреннего государственного ( муниципального ) финансового контроля. Органы финансового контроля
14 При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе : 1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях ; 2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков ( подрядчиков, исполнителей ); 3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ. ВНЕШНИЕ органы контроля: контрольный орган в сфере закупок
15 ВНУТРЕННИЙ контроль КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОНТРАКТА КОНТРОЛЬ ЗА ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СМП К ИСПОЛНЕНИЮ КОНТРАКТА
в целях: реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства, информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. 16 Граждане; Общественные объединения; Объединения юридических лиц.
17 подготавливать предложения по совершенствованию законодательства ; направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов ( указанные запросы рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения обращения граждан осуществлять мониторинг закупок и оценку эффективности закупок ; обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю ; обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления ; обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. ОБЩЕСТВЕННЫЙ контроль Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе :
Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством РФ о порядке рассмотрения обращений граждан. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля. 18
Аудит 19 Аудит осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку результатов закупок, достижения целей закупок (ст. 98 Закона N 44-ФЗ).ст. 98 Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным (ч. 3 ст. 98 Закона N 44- ФЗ).ч. 3 ст. 98 Кроме того, органы аудита в сфере закупок будут обобщать результаты своей деятельности и устанавливать причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовить предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизировать информацию о реализации указанных предложений и размещать в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 4 ст. 98 Закона N 44-ФЗ).ч. 4 ст. 98
Мониторинг 20 Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97 Закона N 44-ФЗ). Нормы о мониторинге в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).ч. 1 ст. 97ч. 3 ст. 114 В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей закупок, а также обоснованность закупок. Мониторинг закупок будет обеспечиваться Минэкономразвития России, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97 Закона N 44- ФЗ).ч. 10 ст. 97 Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который Минэкономразвития России необходимо представлять в Правительство РФ, а также размещать в единой информационной системе.
21 Федеральные контрольные органы в сфере закупок ФАС РОССИИ Контролирует все размещения заказов для государственных или муниципальных нужд (за исключением подведомственных РосОборонЗаказу) РОСОБОРОНЗАКАЗ Контролирует закупки, которые проводятся в рамках государственного оборонного заказа и в случае, если сведения о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг содержат государственную тайну
КОНТРОЛЬ в ФАС России 22 РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ ПРОВЕДЕНИЕ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК При рассмотрении жалобы проводится внеплановая проверка
Количество жалоб в ФАС России 23
Кто может подать жалобу ? Статья 105 Главы 6 Закона 44- ФЗ 24
Часть 1 статьи 105 Закона 44- ФЗ : Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия ( бездействие ) заказчика …, если такие действия ( бездействие ) нарушают права и законные интересы участника закупки. Кто может жаловаться ? 25
Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 1 10 дней День публикации «последнего» протокола 26
Часть 3 и 4 статьи 105 Закона 44- ФЗ : Жалоба на положение документации может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок. Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 2 27
Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 2 28 День публикации последнего протокола Жалоба на документацию Дата окончания подачи заявок 10 дней 1 2
Часть 3 статьи 105 Закона 44- ФЗ : В случае, если обжалуемые действия ( бездействие ) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и ( или ) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий ( бездействия ) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 3 29
при проведении электронного аукциона Часть 4 статьи 105 Закона 44- ФЗ : в случае, если обжалуемые действия ( бездействие ) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий ( бездействия ) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия ( бездействие ) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий ( бездействия ) осуществляется до заключения контракта. Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 3 30
Только УЗ, подавший ЗАЯВКУ Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 3 31 День публикации последнего протокола 10 Дата окончания подачи заявок Жалоба на документацию 123
Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 4 32 ЖАЛОБА на аккредитацию ЖАЛОБА на аккредитацию 30 ДНЕЙ со дня обжалуемых действия 30 ДНЕЙ со дня обжалуемых действия
Часть 6 статьи 105 Закона 44- ФЗ : Обжалование действий ( бездействия ) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном главой 6, не позднее даты заключения контракта. Срок для подачи жалобы ПРАВИЛО 5 33
1 Предварительное рассмотрение 2 Рассмотрение по существу 3 Оформление решения и направление сторонам 34 Порядок
35 1. Предварительное рассмотрение 2. Определение подведомственности жалобы 1. Проверка на соответствие требованиям 3. Размещение сведений о жалобе на ООС 4. Уведомление сторон
36 1. Предварительное рассмотрение : 1.2. Определение подведомственности жалобы Жалобы при размещении заказов для федеральных нужд госорганами, внебюджетными фондами Закрытый конкурс/аукцион На действия Оператора электронной площадки, в т.ч. на аккредитацию При проведении запросов котировок на территории иностранного государства Жалобы при размещении заказов для федеральных нужд госорганами, внебюджетными фондами Закрытый конкурс/аукцион На действия Оператора электронной площадки, в т.ч. на аккредитацию При проведении запросов котировок на территории иностранного государства Жалобы при размещении заказов для федеральных нужд территориальными органами госорганов РФ, внебюджетных фондов, казенных учреждений Нужды субъекта, бюджетных учреждений субъекта Муниципальные нужды, нужды бюджетных учреждений Жалобы при размещении заказов для федеральных нужд территориальными органами госорганов РФ, внебюджетных фондов, казенных учреждений Нужды субъекта, бюджетных учреждений субъекта Муниципальные нужды, нужды бюджетных учреждений Центральный аппарат ФАС России Центральный аппарат ФАС России Территориальные органы ФАС России Территориальные органы ФАС России ВНИМАНИЕ! Приказами ФАС России может быть определена дополнительная подведомственность
37 1. Предварительное рассмотрение : 1.2. Определение подведомственности жалобы Приказ ФАС России от «О координации…» Центральный аппарат рассматривает жалобы: НМЦ Свыше 1 млрд. рублей; «Модернизация образования» свыше 100 млн. рублей. Приказ ФАС России от «О…проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента» Федеральные округа ЦА ФАС проверяет деятельность судов, расположенных в центрах Федеральных округов
1. Проверка полномочий представителей сторон; 2. Открытие заседания комиссии; 3. Выступление сторон, лиц, чьи права и интересы затрагиваются в связи с рассмотрением жалобы, а так же выступление экспертов, представителей органов власти; 4. Изучение членами Комиссии ФАС России обстоятельств дела и представленных материалов; 5. Проведение внеплановой проверки; 6. Совещание членов комиссии и принятие решения; 7. Оглашение резолютивной части решения; 8. В случае принятия решения о выдаче предписания оглашение резолютивной части предписания; 9. Разъяснение порядка обжалования решения, предписания; Рассмотрение жалобы по существу : Порядок рассмотрения
жалоба обоснована | не обоснована | частично обоснована выводы Комиссии о наличии в действиях Заказчика нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки ; выводы Комиссии о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, административного производства ; сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов ; другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и т. д. 39 Решения ФАС России
Первоочередные мероприятия переходного периода деятельности заказчиков в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе Заказчики в целях заблаговременного обеспечения своих первоочередных потребностей при доведении лимитов финансирования на 2014 год вправе разместить максимальный объем закупок в IV квартале 2013 года в соответствии с действующим Федеральным законом о размещении заказов 94- ФЗ. Для реализации положений о закупке у единственного поставщика на сумме не более 100 тыс. руб. Заказчикам необходимо подготовить планы - графики размещения заказов, а также определить объем закупок у единственного поставщика. Привести в соответствие с Законом о контрактной системе тексты документаций для проведения закупок ( терминология, условия проведения закупок, условия исполнения контрактов ). Построение системы контроля заказчиками во исполнение положений Закона о контрактной системе об осуществлении ведомственного контроля, а также самостоятельного контроля за исполнением контрактов. Создание контрактной службы заказчика или назначение контрактного управляющего. Заказчикам необходимо до разработать и утвердить положение ( регламент ), определяющий порядок работы контрактной службы, контрактного управляющего на основании типового положения, разрабатываемого Министерством экономического развития. В целях централизации закупок ФАС России рекомендует государственным исполнительным органам, государственными исполнительными органами субъектов, муниципальным образованиям принять решения о создании уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, осуществляющих функции по определению поставщиков ( подрядчиков, исполнителей ) для заказчиков.
41