Подготовка к заочному этапу по русскому XV турнира им. М.В. Ломоносова
поддержка юных филологов поощрение интереса к русскому языку развитие исследовательских умений оценка уровня знаний обучающихся по русскому языку формирование портфолио успешности ученика Цель турнира:
Предметные секции: 5-е классы 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы 10-е классы 11-е классы
Тема турнира 290-летие Российской академии наук Тематика заданий 5 класс: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Стилистика Теория языка
Тема турнира 290-летие Российской академии наук Тематика заданий 6 класс: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис Орфография Стилистика Теория языка
Тема турнира 290-летие Российской академии наук Тематика заданий 7- 9 классы: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис Орфография Стилистика История языка
Тема турнира 290-летие Российской академии наук Тематика заданий классы: Фонетика. Графика. Орфоэпия Лексика. Фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис Орфография Стилистика Теория языка
Распределение заданий по содержанию Теория языка История русского языка Русский язык и славянские языки Разделы русского языка
Структура заданий Работа включает в себя 15 заданий Выбор ответа Соотнесение данных Открытый ответ Закрытый ответ
Распределение заданий по содержанию, проверяемым знаниям и умениям и начислению максимального балла 5 класс Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе Фонетика.Графика.Орфоэпия4; , 2-4, 3-4, 4-5 Лексика и фразеология3; , 6-2, 7-12, 8-2 Морфемика и словообразование 2; , 10-4 Морфология3; ,12-4, 13-7 Стилистика1; Теория языка1;
Распределение заданий по содержанию, проверяемым знаниям и умениям и начислению максимального балла 9 класс Содержательные разделы Число заданий, соответствующие номера вопросов Максимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе Фонетика. Графика. Орфоэпия 2; , 2-8 Лексика и фразеология3; , 4-12, 5-12 Морфемика и словообразование 2; , 7-8 Морфология2; , 9-10 Синтаксис2; , 11-4 Стилистика2; История языка2; , 15-7
Перечень проверяемых умений Фонетика. Орфоэпия Знание фонетического строя русского языка, умение проводить фонетический анализ конкретного слова, умение вычленять звук и определять его признаки, знание орфоэпических норм (задание с выбором ответа) правильный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов Найдите слова, имеющие два общих согласных звука: 1) корова – сурова ; 2) грач - горяч; 3) полено - пилить; 4) мять – метель Ответ: 1,2, 4
Перечень проверяемых умений Лексика и фразеология Умение определять лексическое значение слов в контексте, умение определять синонимы, омонимы, антонимы и различать их, знание фразеологического состава родного языка, умение определять значение фразеологизмов, видеть соответствия в других языках по значению, умение восстанавливать устойчивые обороты и определять их значение Задания с выбором ответов, задания с открытыми ответами 0т 3 до 12 баллов Укажите номера, где: А выделенные слова являются омонимами; Б синонимы к выделенным словам подобраны верно В антонимы подобраны правильно А
Перечень проверяемых умений Морфемика. Словообразование Знание морфемного строя языка, умение производить разбор слова по составу, умение идентифицировать морфемы, знание способов словообразования, умение устанавливать отношения производности и находить производящее слово, умение производить словообразовательный анализ (выбор ответа, группировка данных) От 6 д0 23 баллов Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами: билетик, букетик, выдумщик, вышивальщик, гардеробщик, заливчик, купальщик, сортировщик, чистильщик -ик ….. -щик - ….. По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимально - 9 баллов
Перечень проверяемых умений Морфология Знание грамматического строя языка, умение определять части речи, умение определять грамматические признаки частей речи (выбор ответа, группировка данных, открытый ответ ) От 8 д0 16 баллов Какие прилагательные в русском языке не изменяются по лицам, числам, родам? В чем особенности спряжения разноспрягаемых глаголов?
Перечень проверяемых умений Синтаксис Знание типов предложений русского языка, умение определять типы предложений, умение определять синтаксическую функцию членов предложения и способы их выражения, умение различать омонимичные члены предложения ( выбор ответа, открытый ответ ) от 5 до 16 баллов Выпишите все сказуемые из простых предложений в составе сложных, назовите их типы и способы выражения: Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны.
рас Перечень проверяемых умений Орфография Знание орфографических норм русского языка, умение объяснять орфографические закономерности (выбор ответа, группировка данных ) От 8 д0 28 баллов Распределите слова на группы в зависимости от типа орфограммы:
Перечень проверяемых умений Стилистика Знание стилей русского языка, знание средств выразительности и стилевых фигур, умение определять стилевые особенности предложений, умение находить и определять стилистические фигуры умение редактировать текст (выбор ответа, группировка данных, открытый ответ ) От 6 д0 12 баллов Назовите стилистические фигуры, которые используются автором:... А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым. И моют светлые дожди Его запекшуюся рану... Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану.
Перечень проверяемых умений История языка Знание исторических соответствий, знание исторических закономерностей умение находить признаки старославянизмов (выбор ответа, группировка данных, открытый ответ ) От 10 д0 12 баллов Отметьте фонетические признаки старославянского происхождения в приведенных ниже словах. Подберите там, где это возможно, собственно русские соответствия.
Перечень проверяемых умений Теория языка Знание классификации языков, знание групп языков, умение определять принадлежность языка Укажите номера языков, принадлежащих к славянским: 1.украинский, 2. арабский, 3. польский, 4. турецкий, 5. английский, 6. пушту Ответ: 1,3 (Выбор ответа, группировка данных, открытый ответ ) от 6 до 14 баллов
Область ответов вопроса Ответ …………
Общие методические рекомендации: 1. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык классы. М.: Айрис пресс, Колочева В.В. Русский язык. Тесты. Орфоэпия. Грамматика. Лексика: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, Олимпиады по русскому языку. / Сост. Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для старших классов. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Ресурсы Интернета: =6497&Itemid=1009
Желаем успехов !