Подготовка к ГИА в 9 классе по информатике и ИКТ Обзор возможных исполнителей в заданиях ГИА 9 класс МОУ «ООШ 78» г. Саратова Учитель математики и информатики: Бессонова Жанна Петровна
Проверяемые элементы содержания Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору Коды требований к уровню подготовки по кодификатору Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин.) 6 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд П16 14 Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя П15 16Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки П17
Чтобы успешно решить задание 6 ГИА по информатике, необходимо уметь исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. Рассмотрим решение ГИА по информатике типа 6 с исполнителем Чертежник, Черепашка, Муравей.
В зависимости от координат (a,b) команды Сместиться на (a,b) Чертёжник меняет направление своего движения относительно последнего (текущего) положения. * Если обе координаты положительные, то Чертёжник переходит в I четверть координатной плоскости (движется вправо и вверх). * Если первая координата отрицательная, а вторая положительная, то Чертёжник переходит во II четверть координатной плоскости (движется влево и вверх). * Если обе координаты отрицательные, то Чертёжник переходит в III четверть координатной плоскости (движется влево и вниз). * Если первая координата положительная, а вторая отрицательная, то Чертёжник переходит в IV четверть координатной плоскости (движется вправо и вниз).
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3 раз Сместиться на (–3, –2) Сместиться на (2, 1) Сместиться на (3, 0) конец Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? 1) Сместиться на (–3, –6) 2) Сместиться на (–6, 3) 3) Сместиться на (6, –3) 4) Сместиться на (3, 6) ГИА 2014 Исполнитель Чертежник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертежник может выполнять команду Сместиться на (a, b), перемещающую чертежника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x+a, y+b). Если числа a и b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается. Например, если Чертежник находится в точке с координатами (4,2), то команда Сместиться на (2, -3) переместит Чертежника в точку (6, -1)
Выполнив алгоритм Повтори 3 раз Сместиться на (-3,-2) Сместиться на (2,1) Сместиться на (3,0) конец Чертёжник переместиться из точки A в точку B. Каждая из ломаных линий одного цвета соответствует однократному прохождению одного из трёх повторений цикла. Первый способ.
Возвращение Чертёжника в исходную точку A из точки B соответствует варианту ответов 2) Сместиться на (-6,3), что наглядно видно из графика: Ответ: 2
Пусть Чертежник находится в точке (х,у), по команде сместиться на (а,b) он перемещается в точку (x+a, y+b). В начальном положении перо Чертежника находится в точке (0,0). Сместиться на (–3, –2)(0+(-3),0+(-2)) (-3,-2) Сместиться на (2, 1)(-3+2,-2+1) (-1,-1) Сместиться на (3, 0)(-1+3,1+0) (2,-1) Сместиться на (–3, –2)(-1,-3) Сместиться на (2, 1)(1,-2) Сместиться на (3, 0)(4,-2) Сместиться на (–3, –2)(1,-4) Сместиться на (2, 1)(3,-3) Сместиться на (3, 0)(6,-3) ГИА 2014 Второй способ. После выполнения алгоритма Чертежник окажется в точке (6,-3), чтобы попасть в начальную точку (0,0) надо сместиться на (-6,3). Ответ: 2
Повтори 3 раз Сместиться на (–3, –2) Сместиться на (2, 1) Сместиться на (3, 0) конец Сместиться на (–3, –2)(0+(-3),0+(-2)) (-3,-2) Сместиться на (2, 1)(-3+2,-2+1) (-1,-1) Сместиться на (3, 0)(-1+3,1+0) ( 2,-1 ) Выяснить в какой точке окажется Чертежник после первого прохода по циклу и умножить соответствующие числа на количество повторений – 3. Получим: (2 3,-1 3) => (6,-3) 61 0 –3 После первого выполнения тела цикла: х у Третий способ. Чтобы попасть в начальную точку (О,О) надо сместиться на вектор (-6,3). Ответ: 2
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. СКИ исполнителя (две команды): – Вперёд n (где n целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения. – Направо – Направо m (где т целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда 1 Команда 2 Команда 3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм : Повтори 14 [Направо 45 Вперед 20 Направо 45] Какая фигура появится на экране ? 1) Квадрат. 2) Правильный двенадцатиугольник. 3) Правильный восьмиугольник. 4) Незамкнутая ломаная линия.
Сумма внутренних углов правильного многоугольника вычисляется по формуле Величина внутреннего угла многоугольника вычисляется по формуле Сумма внешних углов многоугольника равна 360°.
Решение: 1) Черепашка перед тем, как рисовать отрезок и после того, как отрезок нарисован, делает поворот на То есть перед тем, как нарисовать отрезок Черепашка в общей сложности поворачивается на угол 90 0 относительно направления своего движения. Поэтому она рисует квадрат, проходя по его сторонам трижды. Повтори 14 [Направо 45 Вперед 20 Направо 45] 1)45+45=90° (Величина внешнего угла) 2)360:90=4 стороны (т.к. Сумма внешних углов 360°) 3)14:4 = 3,5 (по квадрату проходим 3 раза и по 2 сторонам) Ответ: 1) Квадрат НО!!! Повтори 3, а нужно 4 как минимум! Ломаная не замыкается (3:4=0,75)
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения: вверх N, вниз N, вправо N, влево N, (где N – целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно. повтори k раз команда1 команда2 команда3 кц означает, что последовательность команд команда1 команда2 команда3 повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, Муравей находится в клетке Б2, а кубик находится в клетке В5. Если Муравей выполнит команды вправо 1 вверх 3 вправо 2, то сам окажется в клетке Д5, а кубик в клетке В6.
* 1 АБВГДЕЖЗ Повтори 3 раз Влево 1 Вверх 3 Вправо 2 Вниз 3 кц Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм: повтори 3 раз влево 1 вверх 3 вправо 2 вниз 3 кц В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма? 1) Е5 2) Д2 3) Д5 4) В5
* 1 АБВГДЕЖЗ Повтори 2 раз Влево 1 Вверх 3 Вправо 2 Вниз 3 кц Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм: повтори 3 раз влево 1 вверх 3 вправо 2 вниз 3 кц В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма? 1) Е5 2) Д2 3) Д5 4) В5
* 1 АБВГДЕЖЗ Повтори 1 раз Влево 1 Вверх 3 Вправо 2 Вниз 3 кц Ответ:1) Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм: повтори 3 раз влево 1 вверх 3 вправо 2 вниз 3 кц В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма? 1) Е5 2) Д2 3) Д5 4) В5
* 1 АБВГДЕЖЗ Повтори 3 раз Влево 1 Вверх 3 Вправо 2 Вниз 3 кц Б2 (Б+1кл.вправо)2= В2 В5 (В+1кл.вправо)5= Г5 Б2 (Б+3кл.вправо)2= Д2 В5 (В+3кл.вправо)5= Е5
Исполнитель Чертежник, Черепашка. Тестовые задания: Исполнитель Чертежник, Черепашка, Муравей. Тестовые задания:
Чтобы успешно решить задание 14 ГИА по информатике, необходимо уметь записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя Рассмотрим решение заданий типа 14 с исполнителем Квадратор, Вычислитель, Конструктор.
Исполнитель Квадратор У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 3 2. возведи в квадрат Первая из них увеличивает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 58, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, это алгоритм: возведи в квадрат, возведи в квадрат, прибавь 3, прибавь 3, прибавь 3, который преобразует число 3 в 48.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. Решение
Решим обратную задачу: получить из числа 58 число 4. Применяемые команды также должны быть обратными к заданным командам исполнителя: 1.вычти 3; 2.извлеки квадратный корень. Операция извлеки квадратный корень выполняется только для чисел, полученных при умножении двух одинаковых множителей, иначе она не будет обратной исходной команде возведи в квадрат. Для скорейшего получения из числа 58 числа 4 по возможности применяем операцию извлечение квадратного корня, а если это невозможно операцию вычитания. «Обратная» команда Выполнение команды 1. вычти = вычти = вычти = извлеки корень 1. вычти 37 – 3 = 4 Ответ: Исходная задача: прибавь 3; 2. возведи в квадрат. Результат решения обратной задачи полученную последовательность команд переписываем в обратном порядке для получения ответа исходной задачи. Подобные задачи принято решать «от ответа»
Исполнитель Вычислитель У исполнителя Вычислитель три команды, которым присвоены номера: 1.вычти 1 2.умножь на 3 3.прибавь 3 Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая утраивает его, а третья увеличивает на 3. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 5 числа 23 за наименьшее число команд. Например, 211 это алгоритм: 2. умножь на 3 1. вычти 1 1. вычти 1, который преобразует число 7 в 19. Решение
Исполнитель Вычислитель 1.вычти 1 2.умножь на 3 3.прибавь 3 Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 5 числа 23 за наименьшее число команд. 5 * *3 +3 * * I II III Ответ: 321 Для решения данной задачи полезно построить дерево. Строим!
Исполнитель Конструктор У исполнителя Конструктор две команды, которым присвоены номера: 1. приписать 2 2. разделить на 2. Первая из них приписывает к числу на экране справа цифру 2, вторая – делит его на 2. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 1 числа 16, содержащем не более 5 команд, указывая только номера команд (например, – это алгоритм: разделить на 2 приписать 2 разделить на 2, который преобразует число 8 в число 6.) Если таких алгоритмов более одного, запишите любой из них. Решение
СКИ: 1. приписать 2 2. разделить на 2. Получить из числа 1 число 16 (максимум за 5 команд) I II III IV V Ответ: Исполнитель Конструктор
Исполнитель Вычислитель, Квадратор и другие. Тестовые задания:
Чтобы успешно решить задание 16 ГИА по информатике, необходимо уметь исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки. Рассмотрим решение ГИА по информатике типа 16 Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом: Сначала в обратном порядке записываются буквы исходной цепочки символов, потом две последние буквы исходной цепочки символов в прямом порядке и, наконец, первая буква исходной цепочки символов. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной цепочкой была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка НОСОНС. Дана цепочка символов ДНО. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (то есть применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Решение: Выполним алгоритм, строго соблюдая последовательность действий. Для верности, составим таблицу выполнения данного алгоритма. ДействиеРезультат Первое выполнение алгоритма. Входные данные ДНО 1 Записать буквы в обратном порядкеОНД 2 Дописать две последние буквы исходной цепочки в исходном порядке ОНДНО 3 Дописать первую букву исходной цепочки ОНДНОД Второе выполнение алгоритма. Входные данные ОНДНОД 1 Записать буквы в обратном порядке ДОНДНО 2 Дописать две последние буквы исходной цепочки в исходном порядке ДОНДНООД 3 Дописать первую букву исходной цепочки ДОНДНООДО Полученный результат: ДОНДНООДО Ответ: ДОНДНООДО Примечание: Для решения данных задач, удобнее пользоваться таблицей, чем выполнять данный алгоритм в «голове». Дана цепочка символов ДНО. Сначала в обратном порядке записываются буквы исходной цепочки символов, потом две последние буквы исходной цепочки символов в прямом порядке и, наконец, первая буква исходной цепочки символов. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды.
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удваивается первый символ цепочки символов, а если чётна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, стоящей перед ней в русском алфавите (А на Я, Б на А и т. д., а Я на Ю). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ККДР, а если исходной была цепочка ПОЛЕ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ОНКДР. Дана цепочка символов РУЧЕЙ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
ДействиеРезультат Первое выполнение алгоритма. Входные данные РУЧЕЙ 1 Длина цепочки – 5 (нечетная)РРУЧЕЙ 2 Заменяем буквой, стоящей перед нейППТЦДИ Второе выполнение алгоритма. Входные данные ППТЦДИ 1 Длина цепочки – 6 (четная)ППТЦДИС 2 Заменяем буквой, стоящей перед ней ООСХГЗР Полученный результат: ООСХГЗР Дана цепочка символов РУЧЕЙ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удваивается первый символ цепочки символов, а если чётна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, стоящей перед ней в русском алфавите Ответ: ООСХГЗР
Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам: 1. Вычисляются два числа сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов заданного числа. 2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Пример. Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата: А) В ответе запишите только количество чисел. Б) В ответе запишите строчку длиной 8 символов, состоящую только из 0 и 1. Ноль будет обозначать, что соответствующее число не может получиться описанным способом, а 1-что может.
Решение: Числа 1619, 316 и 916 заведомо не могут являться результатом работы алгоритма, поскольку суммы разрядов должны записываться в порядке невозрастания – 16,19; 316 – 3,16; 916 – 9,16 Число 1916 невозможно получить с помощью данного алгоритма, поскольку сумма разрядов не может быть больше 18. (9+9=18) Проанализируем число 163. Для того, чтобы сумма разрядов была равна 3, необходимо, чтобы в одном из разрядов была цифра 2, в другом 1, либо 3 и 0. Ни в том ни в другом случае сумма оставшихся двух разрядов не может быть равна 16 (21х, 12х, х12, х21, 30х, х03, х30). Следовательно, число 163 невозможно получить с помощью данного алгоритма. С помощью данного алгоритма возможно получить число 1616 из числа 888, число 169 возможно получить из числа 972, число 116 возможно получить из числа 742. Таким образом, с помощью данного алгоритма возможно получить три числа из предложенных. А) Ответ: 3 Б) Ответ:
Автомат получает на вход два трехзначных числа. По этим числам строится новое число по следующим правилам. 1. Вычисляются три числа – сумма старших разрядов заданных трехзначных чисел, сумма средних разрядов этих чисел, сумма младших разрядов. 2. Полученные три числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей). Пример. Исходные трехзначные числа: 835, 196. Поразрядные суммы: 9, 12,11. Результат: Определите, какое из следующих чисел может быть результатом работы автомата. 1) ) ) )
Решение: Число заведомо не может являться результатом работы алгоритма, поскольку суммы разрядов должны записываться в порядке убывания. Число – записано неверно (числа – 03 нет!) Число невозможно получить с помощью данного алгоритма, поскольку сумма разрядов не может быть больше 18. (9+9=18) Остается число – Определите, какое из следующих чисел может быть результатом работы автомата. 1) ) ) ) Ответ:
Тестовые задания:
Информатика. Диагностические и тренировочные работы, варианты. ( год) СДАМ ГИА – Образовательный портал для подготовки к экзаменам Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. – Ростов-на-Дону: Легион- М, – 272с. – (ГИА-9) ГИА-2011 : Экзамен в новой форме : Информатика : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. М.: ACT: Астрель, ,[16] с. (Федеральный институт педагогических измерений).
ege.ru/load/zadanija_gia_9_klass/gia_9_klass_po_informatike/zadanija_dlja_pod gotovki_k_gia_po_informatike_2013_goda/