Композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита » «Черт – проявитель для фотопленки». Б.В.Соколов Ученицы 12 класса Сологуб Надежды
Цели: Как принцип параллелизма используется автором в композиции романа? Роль триад, как философского осмысления бытия.
3 сюжетные линии романа Романтическая (отношения Мастера и Маргариты) Библейская (Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат) Бытовая (Москва 30-х годов)
Два романа в одном? Жизнь и судьба Мастера в Москве Жизнь и судьба романа о Понтии Пилате
Цепочка параллельных символов Иерусалим-Голгофа Ершалаим Христос Иоан Предтеча (Иордань) Булгаков-Лысая гора Киев Шабаш Иоан Креститель (озеро Оболонь)
Гонения Святослава Череп Святослава- чаша Череп Берлиоза-чаша ИгорьОльга Ассоциации
Принятие христианства на Руси и использование автором цепочки смыслов В 862 году при князе Аскольде первая попытка крещения. Варвары попросили кинуть Евангелие в огонь, т.е. печь по - гречески «каминон»- камин в произведении. Книги в то время печатались на пергаменте, свиной шкуре, сшитой между 2-х досок – «столп». Ассоциация - столпотворение, т.е. не горят книги евангельского жанра. Аскольд был убит Олегом, ставшим гонителем христиан. 912 год – смерть Олега. Игорь и Ольга склоняют Русь к Христианству. Святослав- гонитель христиан. Кончина Святослава- печенеги сделали из его головы чашу. 988г- окончательное принятие христианства Русью.
Философия композиции Триады (временные, по героям, по месту) отражают философское осмысление бытия М.А. Булгаковым, которое близко философии Флоренского. По Флоренскому- после телесной смерти все души помещаются в единое место, где каждая очищается самостоятельно и в меру своей совести. Это место философ называл «покоем».
Триады героев романа Понтий Пилат Воланд Стравинский Афракий -Низа Азазелло Маргарита Марк Крысолов Коровьев(Фагот)-Гела Наташа Банг Кот Бегемот Собака Тузбубен Иосиф Каиф Барон Майгель Алозий Магарыч Левий Матвей И.Бездомный
Триада «загробного мира» Загробный мир у Булгакова изображен без иронии и поделен на: «свет» - область Иешуа- некоторое подобие христианского рая, куда попадают те, кто бескомпромиссно нес людям Добро и Истину ; «покой»- им награжден Мастер, здесь есть наиболее драгоценные для него блага: независимость, уединение, условия для творчества; 3-я область «бал у Сатаны» - рай с точки зрения злодеев, где все негодяи ведут тот образ жизни, к которому они стремились. Правда, отдельные обитатели мучимы совестью (Фрида), но, вероятно, те, у кого она была и при жизни.
Выводы Вся композиция романа, время, места действия и герои находятся между собой в параллельной и/или триадной зависимости, соединены цепочкой символов, как реальных, так и лингвистических.Это позволяет читать картины реальной жизни Москвы 20 века через философское осмысление евангельских заветов. Элементы мироустройства, предложенные Булгаковым, а так же вопросы о мире и человеке, смысле жизни, совести, открывают грандиозность и сложность человеческого бытия и души, становятся основой нравствнного самосовершенствования.