«Место проекта в образовательной деятельности детского сада» Скурихина Вера Васильевна, методист ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга
Проект, как метод обучения Метод проектов – это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка
Проект, как метод обучения Проект от лат. «projectus», что означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве» (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.)
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ По составу участников (дети, родители, сотрудники) По срокам реализации (краткосрочные (1-2 недели, одно или несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год-два) По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ; развитие коммуникативных навыков и т.п.) По тематике
Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ Межгрупповые (между группами участников) Групповые («День рождения группы») Индивидуальные («Я и моя семья») Исследовательские («Мир воды» «Питание и здоровье») Комплексные («Книжкина неделя»)
Типы проектов, используемых в ДОУ Исследовательско-творческие (участники экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде творческой работы) Ролевые, игровые (с элементами творческих игр, когда участники принимают на себя роли и решают по-своему поставленные проблемы) Информационно-практико-ориентированные (участники собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, «Портрет группы» и др.)) Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя» или «Неделя творчества»)
Проект, как метод обучения С точки зрения ребенка проект – это возможность максимально использовать свой творческий потенциал, работа, направленная на решение интересующей его проблемы. Результат действий практически значим для него. С точки зрения обучающего взрослого проект – это интегративное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Особенность проектной деятельности Высокий уровень интереса Познавательный интерес Цель – обязательна (исходя из наблюдений воспитателя за интересами детей) Наличие проблемной ситуации Четко спланированная практическая деятельность Желание работать вместе Взаимопонимание Ощутимый результат
От воспитателя при освоении проектной деятельности требуется: Освоить алгоритм создания проекта Уметь формулировать для себя конкретные задачи Уметь планировать предстоящую деятельность Уметь работать в проекте Уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей Ориентироваться на творческое развитие ребенка Уметь объединять усилия всех участников (быть координатором)
Неожиданные последствия Увеличивается время реализации Творчество родителей Самостоятельность детей и родителей Погодные условия Степень углубления участия
Причины неудач Объективные Погодные условия Болезнь ребенка Субъективные Малая заинтересованность других участников (родители подводят детей) Несогласованность действий участников У детей не возник интерес Недостаток знаний у детей (напр. малый запас лексики) Разобщенность интересов участников Личностная пассивность родителей
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства
Желаем успехов в освоении проектного метода!