Учитель Турпаян С.Л. Сош2 Художественное своеобразие сказки Салтыкова - Щедрина
Цели урока Познакомиться с биографией писателя. Рассмотреть художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Научиться распознавать литературные приемы, свойственные сатирическому произведению. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Содержание Биография Салтыкова-Щедрина Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проверь себя (тест) Домашнее задание Использованные материалы
( ) Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье.
Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние произведений Гоголя.
В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.
В служил вице- губернатором в Рязани, затем в Твери
В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" ( ); "Мелочи жизни" ( ); автобиографический роман "Пошехонская старина" ( ).
Умер М. Салтыков- Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.
«Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков – Щедрин открывает Свой цикл «Сказок для детей изрядного возраста». Какие «взрослые», серьезные проблемы (вопросы) ставит в ней автор.
Жанр Повесть? Сказка? Басня?
Повесть – один из видов эпических произведений, по объему больше, чем рассказ. Сказка – один из жанров устного народно- поэтического творчества волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. Басня – это короткий иносказательный рассказ с нравоучением.
Реальное в «Повести…» Сказочное в «Повести…» Генералы Регистратура пенсия Сказочные формулы («по щучьему веленью, по моему хотенью», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «там был, мед – пиво пил». Необитаемый остров.
Сравнительная характеристика ГенералыМужик Неприспособленность Глупость Невежественность Тунеядство Никчемность Несправедливость Жадность пустота Приспособленность Ловкость Находчивость Трудолюбие Талант Робкая покорность безропотность
Генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам. Генералы уверены в том, что пища в том самом виде не свет родится, в каком ее на стол подают Генералы попадают, заснув, на необитаемый остров Аллегория Гипербола Фантастика
Критика каких – либо явлений в жизни путем осмеяния называется Сказка, служащая этой цели, называется
иносказательный, полный аллегорий, недомолвок, намеков. высказывание, содержащее скрытый смысл.
Художественные средства Эпитет «веселые, рыхлые,сытые, белые» Метафора «в регистратуре родились, воспитались и состарились», «налима высечь», «сердца весело играли» Стилизация под фольклор «жили да были», «по щучьему веленью,по моему хотенью», «долго ли» Смешение стилей речи «остались за штатом»(деловой), «поехали они в казначейство»(нейтральный), «и сколько денег тут загребли»(разговорный)
Прием верное - неверное утверждение Права ли я? Я утверждаю,…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей? Я утверждаю,…что в его сказках используется только разговорный стиль? Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев? Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни? Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех.
Обличительный, горький. Осуждает, поучает, разоблачает Борется с недостатками.
«Для детей изрядного возраста» Гиперболизация Антитеза Смешение стилей Использование черт народных сказок и элементов реальной жизни Иносказание, Эзопов язык