Игра «Береги русский язык» 8-9 класс
Лингвистическая разминка «Найди лишнее» * Существительное, прилагательное, глагол, союз; * Дождь, снег, град, луна; * Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж; * Земля, серая, желтая, зеленая; * Касса, грамм, тонна, килограмм.
Высказывания о русском языке: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А. И. Куприн «Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Н В. Гоголь «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н.Толстой
1 тур «Синтаксис» 1 задание О каких знаках идет речь? 1)Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. 2).Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу. 3).Известно миру с давних пор, Что знак и я немаловажный И не окончен разговор... И начинает думать каждый.
2 задание. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?
3 задание. Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие: вместительный - удивительный – единительный –
4 задание. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
5 задание. Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву: К (1 команда) Л (2 команда).
6 Задание. Расставьте знаки препинания, объясните их. «Отколе умная бредешь ты голова». (И. А. Крылов.)
2 тур «Лексика» 1 Задание. Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
2 задание. Что означают выражения? Когда мы их употребляем? а) шиворот-навыворот; б) спустя рукава; в) точить лясы.
3 задание. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки. Весна красна цветами, а Весною час упустишь -... Осень прикажет, а... Декабрь год кончает, а... В зимний холод... Ни в марте воды,… Лето припасает, а … Где в апреле река,...
4 задание. Объясните написанные словосочетания: Грамотный инженер, Грамотное сочинение, Грамотный чертеж, Грамотный ученик.
3 тур «Морфология» 1 задание 1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? 2. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число? 3. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка! Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова.
4 задание. Определите, где предлоги, а где наречия? а) Вокруг стояла тишина; б) Туристы расположились вокруг костра; в) Не мешай слушать, после расскажешь; г) После небольшого отдыха все запели.
5 задание. Укажите существительное женское рода. Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. 6 задание. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?
7задание. Отгадайте загадки. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. Стоит дом, кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. Какая водица только для грамотного годится? В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. Чёрные, кривые, от рождения немые, Станут в ряд - сразу заговорят.
8 задание. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.
Спасибо за игру!