Результат опроса учащихся Вопрос: О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы? Самые распространённые ответы: -Что получил сегодня? (81 чел.) -Как дела в школе? (64 чел.) -Как прошёл день? -Покажи дневник!
Вопрос: Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Ответы: - делаю уроки (46 чел) - отдыхаю (31 чел) - играю в компьютер или смотрю телевизор (28 чел) - сплю, помогаю родителям Вопрос: Уроки садишься делать сам или заставляют? Ответы: - сам (100 чел) - заставляют, напоминают (24 чел) -Вопрос: Кто помогает тебе готовить уроки дома? Ответы: -родители (61 чел.) -никто (10) -интернет, решебник (25)
Вопрос: В чем заключается эта помощь? Ответы: -объясняют, помогают разобраться (43 чел.) -подсказывают (16 чел.) -проверяют (25 чел.) -решают, читают мне Вопрос: Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания? Ответы: - да (124 чел.) - нет (1 чел.) Вопрос: Как долго ты выполняешь домашние задания? Ответы: -1 час (45 чел.) -2 часа (48 чел.) -3 часа (27 чел) - 4 часа и более (5 чел.)
Вопрос: С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно? Ответы: -ОБЖ, история, литература Вопрос: Какие предметы ты готовишь с трудом? Ответы: - алгебра, геометрия, английский язык, химия Вопрос: Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще? Ответ: -да (16 чел.) -нет (64 чел.) -иногда (45 чел.)
Вопрос: Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой? Ответы: -ругают (35 чел.) -читают нотации (20 чел.) -просят исправить (24 чел.) -кричат (8 чел.) -наказывают (11 чел.): заставляют зубрить, запрещают смотреть телевизор, забирают телефон, не пускают гулять, бьют.
Вопрос: Зачем ты учишься? Ответы: - чтобы получить хорошее образование (64 чел.) - чтобы получить хорошую профессию (24 чел.) - чтобы поступить в ВУЗ, не хочу огорчать родителей, потому что заставляют Вопрос: Как ты оцениваешь свои успехи? Ответ: - хорошо (50 чел.) - нормально (32 чел.) - плохо (27 чел.) - могу и лучше (16 чел.)
Помощь детям должна идти в трёх направлениях: Создание необходимых условий для домашнего труда школьника Приучение детей к самостоятельности Разумный контроль со стороны родителей
Точный распорядок занятий – это основа любого труда Ребёнок должен садиться за уроки в один и тот же час Включение в режим дня ежедневное чтение книг Организация свободного времени с пользой для организма
Рабочее место ученика Рабочее место должно быть постоянным Освещение должно падать с левой стороны Учебные принадлежности должны находиться в порядке Мебель должна соответствовать росту: 1. разница между высотой стола и стула от 21 до 27 см. 2. расстояние от глаз до поверхности стола 35 см, 3. между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. 4. ноги должны опираться всей ступней на пол или подножку стола. 5. не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.
Продолжительность работы по приготовлению домашнего задания в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа); во 2 классе - 1,5 часа (1 час); в 3 классе - 2 часа (1,5 часа); в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа); в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);
Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо.
Атмосфера домашней работы Атмосфера домашней работы Отсутствие школьной напряжённости Учет индивидуальных особенностей работоспособности ребёнка
Приучение ребёнка к самостоятельности Приучение ребёнка к самостоятельности Распространённые ошибки родителей: 1.Чрезмерная опека 2. Полное отсутствие помощи и контроля Как сохранить правильный баланс? Постепенно переходить от помощи к контролю качества выполненного задания
Развитие самостоятельности детей - забота о их будущем Развитие самостоятельности детей - забота о их будущем Навыки самостоятельной работы школьника: сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить; спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.; распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание); понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи; представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения.
Как учитывать особенности нервной системы ребёнка при выполнении домашних заданий? Как учитывать особенности нервной системы ребёнка при выполнении домашних заданий? «Сильная» нервная система - последовательность занятий от лёгких к трудным «Слабая» нервная система - последовательность занятий от трудных к лёгким
Как поддерживать чувство успешности? Правильно реагировать на успехи и ошибки ребёнка Следить за своим эмоциональным состоянием
Если Вы всё таки решили помочь своему ребёнку Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может заучить ошибку. Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной.
Диаграмма «Зависимость успеваемости детей от посещаемости родителями родительских собраний»
Контроль за выполнением домашних заданий Контроль должен быть систематическим Требовательность должна сочетаться с уважением Проявляйте терпимость: 1.Не сравнивайте его умения с умениями других детей. 2.Не кричите 3.Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели. 4.Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий 5.Учите его детальному изучению содержания материалов учебника 6.Развивайте внимание и внимательность 7.Формируйте привычку доводить начатое дело до конца 8.Хвалите ребёнка 9.Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка 10.Покупайте энциклопедии, словари и справочники 11.Покупайте логические игры 12.Играйте в развивающие игры 13.Помогайте стремиться совершенствовать свои способности