Природная зона арктических пустынь, зона вечного мороза. Арктика занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и Остров Врангеля.
Нашей стране принадлежит первенство в полетах авиации над арктическими льдами. В 1914 г. на Новую Землю был доставлен самолет гидроплан типа «Фарман» для поисков пропавших экспедиций Русанова, Брусилова и Седова. Русский военный летчик И. Нагурский на самолете совершил первые полеты в Арктике. Машина развивала скорость около 100 км в час. Несмотря на туманы и штормы, Нагурский несколько раз обследовал берега Новой Земли.
Применение авиации стало поворотным пунктом в истории Арктики. Сотни Российских самолетов установили воздушное сообщение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, они снабжают всем необходимым быстро растущие поселки, новые полярные станции. Авиацию стали широко использовать для научных исследований. Пионером в этом стал морской летчик Б. Чухновский. Знаменитый полярный летчик М. Бабушкин впервые в истории Арктики совершил посадку на лед. Это произошло в 1927 г. в Белом море. Авиацию начали использовать для проводки транспортных судов во льдах. Развитие Российской полярной авиации сделало возможным в 1935 г. совершить несколько выдающихся перелетов. В. Галышев зимой пролетел от Москвы до бухты Тикси более 10 тыс. км. Длина пути перелета В. Молокова из Красноярска до мыса Дежнева и о-ва Врангеля превысила 13 тыс. км. М. Водопьянов совершил перелет Москва мыс Отто Шмидта, а оттуда на о-в Врангеля. Весной 1941 г. полярный летчик И. Черевичный достиг на четырехмоторном самолете «РОССИИ (81° с. ш.). Экспедиция совершила три посадки на лед. Базой экспедиции был выбран о-в Врангеля. Летающая лаборатория позволила ученым собрать ценные материалы о совершенно неизученной области. Были измерены глубины океана в этом месте, получены важные метеорологические данные. Экспедиция открыла новый этап в истории систематических исследований Полярного бассейна.
Работать полярникам приходится в очень трудных условиях. Длинная полярная ночь, ураганные ветры, туманы. Но, конечно, самым тяжелым испытаниям подвергаются люди. Когда от бокового сжатия льдина начинает трещать, то там, то здесь, появляются разломы, и, кто знает, может быть, через минуту трещина пройдет под палаткой для наблюдений или под жилым домиком. В отдельные годы льдины, на которых дрейфуют научные станции, разламываются до 450 раз. Когда трещины угрожают лагерю, полярники перевозят домики и оборудование в другие, более безопасные места. Огромная сила и патриотизм двигал этими великими людьми, прошедшими столь суровые условия во благо своей страны подрастающего поколения. Будем вечно благодарны великим героям!!!