Преобразование предметно – развивающей среды в условиях стандартизации дошкольного образования
факторы Федеральные государственные требования к структуре ООП ДО, условиям ее реализации, проект ФГОС ДО Достижения науки (концепции ПРС Новоселовой С. Л., Петровского В. А. и др.) Передовой педагогический опыт Социальный заказ
«Предметно – развивающая среда» система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Принципы ПРС (ФГТ) Информативности Вариативности Полифункциональности Педагогической целесообразности Трансформируемости
Требования к развивающей ППС 1. Насыщенность развивающей ППС - соответствие объектов среды (средств обучения, игрового, спортивного и пр. оборудования) возрастным возможностям детей и содержанию Программы организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость пространства- возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4.Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей; отраженность национально-культурных, климатических особенностей региона.
5. Доступность: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Дидактическая игра-средство, метод обучения Структура дидактической игры (А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская) 1. Задачи: А. Дидактическая + развивающая: сформулированы конкретно, диагностично Б. Воспитательная задача, направленная на формирование игровых умений детей (в соответствии с правилами) В. Игровая задача (для ребенка)…мотивация активности в игре 2. Правила: А. организационные (количество игроков, место игры, кто ведет игру и др.), Б. дисциплинарные (управляющие поведением детей в игре), В. игровые (установка к выигрышу - как играть, чтобы выиграть) 3. Содержание (сюжет) игры 4. Игровые действия (порядок игры) 5. Игровые атрибуты 6. Результат (формулируется в соответствии с задачами)