Искусство Древней Индии.
С древности и до XIX в, Индия не имела общего названия. Чужеземные племена, такие, как персы и китайцы, называли страну Синдху, как и реку Инд (в произношении греков Индос и Индикос). Мусульмане, завоевавшие Индию в XIIXIII вв., дали ей имя Хиндустан (Страна Индусов), которое в Европе звучало как Индостан. Слово «Индия» в его современном значении появилось только в XIX столетии.
Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н. э. и до VI в. н. э. Современное название "Индия" появилось лишь в XIX веке. В прошлом она была известна как "страна ариев", "страна брахманов", "страна мудрецов". Особенности Индийской культуры: богатство и многообразие религиозно-философских учений; обращенность к Вселенной (в тайны мироздания) и внутрь человеческого мира ( философия и йога); удивительная музыкальность и танцевальность; особое почитание любви чувственной и физической. Периоды истории Древней Индии: Хараппская цивилизация в долине реки Инд (III тыс. -XVII в. до н. э). арийсковедический период ( приход и расселение арийских племен в долинах рек Инд и Ганг XIIIVI вв. до н. э.). империя Маурьев (конец IVIII вв. до н. э.). Кушанское царство (I III в. н. э.). государство Гуптов (320 г. VI в.).
Хараппа и Мохенджо-Даро. Харапская (индская) цивилизация. Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н. э. Самые значительные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро древних городах, расположенных на территории нынешнего Пакистана. Хараппские поселения располагались на огромной территории: на востоке она простиралась до Дели, а на юге до берегов Аравийского моря. Полагают, что Хараппская цивилизация существовала с середины III до первой половины II тысячелетия до н. э. Мохенджо-Даро. Раскопки. III-II тыс. до н.э. Индия.
О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя на сегодняшний день найдено множество печатей с надписями. Города строились по чёткому плану: улицы пересекались под прямым углом. Почти все крупные города состояли из двух частей: «нижнего» и «верхнего» города. «Верхний город» представлял собой крепость на холме; в ней, вероятно, жили представители городских властей и жрецы. Здесь находились различные общественные сооружения. Таковы, например, большие зернохранилища в Мохенджо-Даро и Хараппе. Знаменитые купальни Мохенджо-Даро одна из загадок древнеиндийской цивилизации. Обеспечивали они бытовой комфорт населения или служили бассейнами для ритуальных омовений выяснить пока не удалось. В «верхнем городе», однако, не обнаружили дворцов или храмов. Эта особенность существенно отличает хараппскую культуру от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии. В «нижнем городе» проживала основная часть населения. Дома возводились из обожжённого кирпича и состояли из нескольких помещений. Состоятельные горожане жили в двух- и трёхэтажных домах. Сточные каналы, имевшиеся на каждой улице, представляли собой одну из самых древних в мире систем городской канализации.
Купальня древнего города. Мохенджо-Даро. III-II тыс. до н.э. Хараппская цивилизация. Дома отличались великолепной кирпичной кладкой, простотой форм.
Оттиски печатей из Мохенджо-Даро.
Танцовщица. Бронза. Ок г. до н.э.Статуя жреца. IIIII тыс. до н. э.
Во II тысячелетии до н. э. в долинах Инда и Ганги начали расселяться индоевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с северо-запада через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам. Веды (от санскрита – «знание», «учение») совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии на древнеиндийском (ведийском) языке (четыре «собрания» самхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), которым традиция приписывает характер откровения (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарведа) и теологические трактаты (брахманы и упанишады). Период от первых вед до династии правителей Индии Маурьев не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна».
Индуизм основная религия Индии (более 900 млн. – 80,5 % населения), распространённая и в других странах Азии. Одно из её положений учение о перевоплощении душ, обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дурными. Верховные божества индуизма Брахма (Творец мира), Вишну (Бог- охранитель) и Шива (Бог-разрушитель). Одной из наиболее распространённых является восходящая к ведам версия происхождения мира из космического яйца, порождённого силой тепла в первозданных водах. В нём рождается создатель Брахма, который творит вселенную из материалов этого яйца. ИНДУИЗМ
Брахма Шива Вишну
В древних индийских книга святого Знания Ведах - говорится о том, что Вселенная произошла из тела Пуруши Первозданного представителя человеческого рода, которого принесли в жертву индийские боги в начале мира. Они разрезали его на части. Из губ Пуруши произошли брахманы жрецы, из рук егокшатриивоины, бедра его стали вайшьямиземледельцами, а ноги Пуруши шудраминизшим индийским сословием, предназначением которых было служение высшим. Из разума первородного Пуруши возник небесный месяц, из глазасолнце, огонь родился из рта, а ветер из дыхания. Воздух произошел из пупа Пуруши, из головывозникло небо, а из ушейстраны света, ну а ноги стали землей. Варны (санскр., буквально качество, цвет), четыре основных сословия в древней Индии: брахманы (белый цвет), кшатрии (красный), вайшии (желтый), шудры (черный). + неприкасаемые
ИНДУИЗМ Это политеистическая религия (поклонение множеству богов). Основные божества: Брахма (творец), Шива (разрушитель), Вишну (хранитель мирового равновесия). Индра - бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света. Варуна - всеведущий и карающий бог-судья, бог неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна - воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их и отпускал грехи. Агни - бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небеса языками пламени. Сурья - в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи - озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней. Ваю (санскр. "ветер", "воздух") - бог ветра, является олицетворением мирового дыхания - праны Кама - индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы). Яма - свирепое божество владыка царства мертвых, бог смерти, правящий в Чистилище, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп. Его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии - Ями. Хануман - обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными. Ганеша - бог мудрости и благополучия.
Ганеша
«Махабхaрата» букально означает «Великое сказание о потомках Бхараты» (в наше время официальное название Индии на языке хинди Бхарат.). Это героическая поэма, состоящая из 18 книг, и содержит около ста тысяч шлок (двустиший). Текст «Махабхараты» складывался постепенно, по официальным данным примерно с IV в. до н. э. по IV в. н. э. Сюжет «Махабхараты» история рождения, воспитания и соперничества двух ветвей царского рода Бхаратов: Кауравов и Пандавов пяти их двоюродных братьев во главе с Юдхиштхирой. Кауравы воплощают в эпосе темное начало. Пандавы светлое, божественное. Основную нить сюжета составляет соперничество двоюродных братьев за царство и столицу город Хастинапуру, царем которой становится старший из Пандавов мудрый и благородный Юдхиштхира. Самой знаменитой и прославленной является та часть «Махабхараты», которая называется «Бхагавадгита», или «Гита» (санскр. «Песнь Господня», эпизод 6- ой книги). Это своеобразный трактат о природе Дхармы (санскр. «религиозный закон», «вера», «мораль», «нравоучение»), познании души и пути спасения. «Бхагавадгита» рассказывает о кульминационном моменте эпоса, когда противоборство враждебных кланов достигает наивысшего напряжения… В «Бхагавадгите» отражены важнейшие для индийской культуры идеи : о знании как откровении; о карме перерождении живых существ в зависимости от содеянного в данном рождении; о йоге как соединении души человека с мировой душой и освобождении в результате этого соединения от вечных перерождений; о равновесии мысли, не знающей злых и добрых деяний; о бесстрастном выполнении долга своей варны, своей касты, своего рода, своей семьи.
Битва пандавов и кауравов. Иллюстрация к Махабхарате
Второй памятник древнеиндийской эпической поэзии посвящён деяниям Рамы, одного из любимых героев Индии и сопредельных с ней стран. «Рамаяна» содержит 24 тысячи шлок (в четыре раза меньше, чем «Махабхарата»), разделённых на семь книг. Как и «Махабхарата», она живёт в народе по сей день, ее текст заучивают наизусть, и, так же как «Махабхарата», она почитается священной. Многодневные индуистские праздники, во время которых разыгрываются сценки из жизни Рамы, и сегодня собирают тысячи зрителей и участников. «Рамаяна» переведена на все новоиндийские языки и существует в сотнях вариантов не только в Индии, но и в соседних с ней странах Бирме (ныне Мьянма), Индонезии, Таиланде и Непале. В «Рамаяне» есть всё, чему надлежит быть в эпосе: война, противостояние сил добра и зла, герои и злодеи, похищения, прославления героев и их оружия. Однако есть и то, что в «Махабхарате» отсутствует: атмосфера утонченной чувствительности, пафос любви и верности, внимание к природе, развернутые описания времен года (впоследствии они станут самостоятельным жанром индийской лирики). Все это создаёт особый стиль поэмы. «Рамаяна» как бы уже прошла путь от эпоса героического к так называемому «искусственному», где литературная форма приобретает большее значение.
Буддизм обещает спасение верующим любой варны или касты. Джайнизм – религия, проповедующая непричинение зла всему живому. Сикхизм - самостоятельная религия с XVI века, выступает против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом. Поклонение многим животным свидетельствует о сохранении фетишизма и тотемизма. Так, в число священных входят: корова, слон, обезьяна, кобра. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. В Древней Индии успешно развивалась наука. Математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля, термины «цифра», «синус», «корень» Астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Медики создали науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Культура Древней Индии.
Буддизм (buddha dharma "Учение Просветлённого") - религиозно-философское учение ( дхарма ) о духовном пробуждении ( бодхи ), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения является Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Четыре благородные истины: 1)Жизнь есть страдание. 2)У этого страдания есть причина (жажда). 3)Есть освобождение от страданий. 4)Есть путь к этому освобождению.
Сиддхартха Гаутама был рожден во дворце, в окружении слуг и роскоши. Его отец, Шуддходана Гаутама, хотел чтобы сын продолжил дело управления страной. Но, согласно легенде, боги назначили царевичу судьбу великого духовного учителя. Однажды, гуляя по цветущим королевским садам, принц столкнулся со стариком, с больным, а потом увидел умершего. Невозможно описать скорбь, которая охватила его, когда он узнал, что ни один человек на свете не может избежать этих трех великих бед старости, болезни и смерти. С этого момента уже ничто не могло развлечь его, потому что он постоянно думал: «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?» C этим вопросом в сердце он тайно покинул царский дворец и стал вести жизнь отшельника, решив проверить, сможет ли он отогнать преследовавшую его тень путем умерщвления плоти. Тщетно просил Сиддхартха совета у великих Учителей своего времени в поисках вожделенного ответа. Тщетно предавался он телесным лишениям. Единственным их результатом стало крайнее истощение и даже утрата способности искать разгадку тайны Жизни. Спасла его неожиданная помощь дочери пастуха она скромно предложила Сиддхартхе целительную пищу, которая восстановила его силы. В тот миг он понял, что крайности не могут быть полезны: ни чрезмерное самоограничение, ни чрезмерные наслаждения не приведут к Освобождению. Лишь срединный путь согласуется с путем Закона.
Период правления династии Маурьев – время объединения страны, начатого царём Чандрагуптой (ок. 322–320 гг. до н. э.) и завершённого Ашокой (272–232 гг. до н. э.). По всей стране возводились ступы – мемориальные сооружения, хранящие останки Будды (ступа в Санчи, 3-1 вв. до н. э.), и монолитные каменные колонны- стамбха, воздвигавшиеся в местах его деяний. Знаменитая стамбха Ашоки из Сарнатха (ок. 243 г. до н. э.) увенчана капителью с фигурами четырёх львов (символы Будды), которые поддерживают «колесо закона». Стамбха Ашоки из Сарнатха (ок. 243 г. до н. э.).
Буддистские ступы В Индии более всего распространены Ступы. Ступы это погребальные сооружения. Считается, что в Ступах хранятся священные реликвии Будды. Вокруг Ступ часто существует ограда, испещренная рельефами, которые описывают жизнь Будды. Ступа в Санчи. III-I вв. до н. э.
Большая ступа в Санчи. IIII вв. до н. э. Западные ворота.
Восточные ворота перед ступой в Санчи. Фрагмент.
Скульптурный образ якшини, обхватывающей ствол дерева и сгибающей книзу ветвь, воплощал материнскую энергию земли, побуждающую своим прикосновением дерево цвести.
Ступа состояла из мощного цилиндрического цоколя с террасой для ритуального обхода, массивной полусферы с квадратной оградой на вершине, украшенной по центру шестом; полушарие символизировало небесный свод, квадратная ограда - божественную гору Меру, шест с тремя каменными «тарелками» - мировую ось с небесными сферами. Ограда по кругу с четырьмя воротами символизировала движение звезд и солнца вокруг «мировой горы». Ступа была покрыта белой штукатуркой, ворота и ограда окрашены в красный цвет, шпиль вызолочен.
Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего времени дошла ограда с воротам и. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие божества в облике человека: якши и якшини - духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини произошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, но их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более узком - святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на оградах и воротах ступы, а также других культовых построек. Монументальная скульптура из камня - вид искусства, который получил при Маурьях широкое распространение. В скульптуре раннего буддизма изображения Будды в облике человека не встречались. Скульптура ворот ступы в Бхархуте. II в. до н. э.
Скульптура ворот ступы в Бхархуте. II в. до н. э.
Ступа в Амаравати. Не позднее III в. н.э.
В IIV вв. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, т.е. Учителя стали изображать в образе человека, а не в виде символов, как это было раньше. В этот период среди прочих выделяются две основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад) и Матхура (север). В Матхуре появились статуи Будды, выполненные из песчаника, очень близкие по стилю якшам, вырезанным на воротах в Бхархуте и Санчи. Эти фигуры с их широкими плечами и упрощенными формами, еще принадлежат индийской традиции, запечатлевшей в камне идеалы йогов. Будда наделен целым рядом характерных черт атрибутов, всего таких атрибутов свыше тридцати. Бодхисаттва Майтрейя. II в. Музей Матхуры.
Стела Будды из Катры. Начало II в. Индийский Будда изображен в традиционной позе медитирующего йога, возвышенный в своей ментальной силе, но все еще являющийся частью этого мира со своими земными, массивными формами, переданными в грубом неполированном песчанике. Будда сидит на фоне образов сияния и изобилия (солнечного диска и дерева), а его трон поддерживают львы символ его королевского происхождения. Его поза энергична, тело имеет плавные, женственные очертания. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнаженное тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в легкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой. За спиной божества располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это Бодхисаттвы или якши.
- ступа; - колесо (дхармачакра); - следы ступней; - колонна или огненная колонна; - огненная энергия изображалась как ореол или аура; - пустое сидение у основания дерева Бодхи; - зонтик (обычно со многочисленными ярусами); - лотос; - урна (точка между бровями) является знаком его совершенства и избранности; - ушниша (выпуклость на темени) представляет собой символ высшей меры знаний и мудрости;
Буддизм поощрял строительство храмов (чайтья), монастырей (вихара) и мемориальных сооружений (ступы, стамбхи). При этом вечные идеи должны были воплощаться с помощью вечных материалов камня, кирпича. Возведение при Ашоке (273–232 гг. до н.э.) буддизма в ранг официальной религии вызвало бурный рост культового строительства. По приказу самого царя на территории империи Маурьев (бассейн Ганга и Декан до широты Мадраса) было построено 84 тысячи ступ, в которых хранились реликвии Будды. Форму ступы, по преданию, определил сам Шакьямуни, отвечая на вопрос, каким ему видится его погребальное сооружение. На сложенный плащ им была положена полусферическая чаша для подаяния. Чайтья (храм) в Карли I века до н. э.
Гандхара санскр. название области, расположенной в районе современного Пешавара в Индии и части Афганистана. В гг. цитадель буддизма, сыгравшая важную роль в эволюции махаяны. В Гандхаре в период Кушанского царства сложился особый стиль искусства скульптуры, представляющий собой сплав древнеиндийского и греко-романского стилей. В буддийском искусстве Древней Индии не изображали фигуру Будды, а символизировали его присутствие; в гандхарском искусстве изображают не только самого Будду, но разворачивают в сценах историю всей его жизни. Греко-буддийская статуя Будды III века, Гандхара.
Скульптура из Гандхары. Кушанское царство. 1-3 вв.
Скульптура из Гандхары. Кушанское царство. 1-3 вв.
Комплекс пещерных храмов Аджанты создавался со II в. до н.э. по V в. н.э. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Пещеры Аджанты делятся на продолговатые молитвенные залы ( чайтья ) и квадратные помещения, окружённые с трёх сторон монашескими кельями ( вихара ).
Чайтья, пещера 19 в Аджанте. V в.
Фрески из пещеры в Аджанте.
Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, иллюстрации к буддийским легендам и мифам, сцены из общественной жизни. Бодхисаттва. Роспись пещеры 1 в Аджанте. V в.
Паринирвана. Рельеф пещеры 26 в Аджанте. Конец V в.
Нагараджа с супругой. Рельеф пещеры 19 в Аджанте. V в. Проповедующий Будда из Сарнатха. Около 475 г.
Ансамбль в Эллоре состоит из индуистских и буддистских павильонов. Всего павильонов 34 (12 - буддистские). Создавался в 6-13 веках. Знаменит скульптурными композициями.
Буддистские пещеры – самые ранние из всех пещер Эллоры ( гг. н.э.). Все, кроме одной из них, являются вихарами (монастырями).
17 индуистских пещер были высечены в период с 600 по 870 гг. н.э В центре пещерного комплекса находится знаменитый храм Кайласантха.
Хараппская цивилизация – древнейшая индийская цивилизация в долине реки Инд (III тыс. -XVII в. до н. э). Арии – индоевропейские племена, пришедшие на территорию Индии во II тыс. до н.э. Веды (от санскрита – «знание», «учение») совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии. «Махабхарата» и «Рамаяна» - памятники древнеиндийской эпической поэзии. Индуизм – индийская политеистическая религия. Тримурти – три главных бога индуизма – Брахма, Вишну и Шива. Варны (от санскрита - «качество», «цвет»), четыре основных сословия в древней Индии. Карма учение о перерождении живых существ в зависимости от содеянного в данном рождении. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Буддизм – древнейшая мировая религия (основана в VI в. до н.э.). Нирвана – высшая цель в буддизме - состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютной отрешённости от внешнего мира, освобождения от оков материи, бесконечной цепи рождений и смертей (сансары). Стамбха - монолитная каменная колонна, воздвигавшаяся в местах деяний Будды. Стамбха Ашоки из Сарнатха (ок. 243 г. до н. э.) с львиной капителью. Отпечаток ступней, колесо закона, ступа, лотос, урна, ушниша – символы Будды. Ступа мемориальное сооружение, хранящее останки Будды. В первых построенных десяти ступах были помещены прах Будды (8 ступ), сосуд, в котором он был кремирован и зола из погребального костра. Ступа в Санчи II-I вв. до н. э. Чайтья храм-молельня в виде вырубленного в скальном массиве продолговатого зала с двумя рядами колонн и ступой, помещённой точно напротив входа в закруглённом конце зала. Вихара – буддийский монастырь-общежитие. Пещерные храмы и монастыри в Аджанте и Эллоре.
Тайна железной колонны Кутуб-Минар. До сих пор многие инженерные и культовые сооружения древних цивилизаций продолжают хранить в себе тайны великих знаний, которые привлекают к себе внимание и интерес современных исследователей. Одной из таких тайн является знаменитая Кутубова колонна на алтаре мечети Кувват-уль-Ислам в городе- крепости Лал-Кот, находящейся примерно в 20 километрах южнее старого Дели. Именно здесь стоит загадочный столб, сделанный из неизвестного металла, есть версия, что инопланетного происхождения. Говорят, если обхватить его двумя руками, заведенными назад, и они сойдутся, то все желания обязательно исполнятся. (Правда, сегодня подойти к столбу уже не удастся – он обнесен оградой.) Железная колонна, возраст которой составляет 1600 лет, настолько крепко всажена в землю, что пушечное ядро, запущенное в нее завоевателем Надир- Шахом в 1739 г., не смогло ни повалить, ни даже повредить ее, всего лишь оставив небольшую вмятину на ровной и гладкой поверхности колонны.
Индийцы не случайно наделяют эту колонну чудодейственной силой. Она действительно обладает уникальным свойством: железо, отлитое 15 веков назад, не ржавеет. Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах? Как удалось в IV в. отлить металлическую колонну высотой в 7 м и толщиной в обхват? Объяснения этому чуду наука не знает. Некоторые ученые считают Железную колонну редчайшим свидетельством материальной культуры давно исчезнувшей древней цивилизации, другие склонны видеть в ней «завещание звездных пришельцев», зашифрованное послание неведомых существ, некогда посетивших Землю и оставивших эту колонну как «воспоминание о будущем». Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как стройматериалы для минарета Кутуб-минар и для мечети Кувват-ул-Ислам. На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II. Ученые из Технологического института Канпур обнаружили, что колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой. Ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а подбирали состав железа опытным путем. Стоящая под открытым небом легендарная железная колонна имеет диаметр 0,485 м внизу и 0,223 м вверху. Ее высота около 7 м над площадкой фундамента, а вес около 6 т. Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой колонны. Так, например, фундамент образует (невидимый глазом) вертикальный энергополевой поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 м и диаметром более 2 м, окутывая собой всю колонну. Подобные энергополевые потоки наблюдаются над вершинами пирамид, зиккуратов, культовых сооружений, отдельных горных вершин. Этот энергопоток идет непрерывно с большей или меньшей активностью в зависимости от климатических условий, времени суток, года. Энергополевые образования наблюдаются над многими вершинами гор, сопок, курганов, а на равнинных местах над энергоактивными зонами и над бывшими культовыми сооружениями. Так, над вершиной высочайшей горы мира – Эверестом оно имеет высоту свыше 150 м. Отмечены случаи, когда геодезические знаки из обычного уголкового железа, установленные на вершинах сопок (гор, груды камней), тоже не ржавеют. Проведенные исследования показывают, что внутри колонны на высоте около 3 м от земли имеется дополнительный источник энергополевого излучения, выполненный в виде небольшого спрессованного прямоугольного пакета из тонких листов устойчивого радиоактивного металла (подобно астату и полонию). Источник излучения вставлен внутрь колонны через просверленное, а затем заглушенное отверстие. Там же должно быть послание (текст) потомкам. Не исключено, что новые исследования колонны могут выявить дополнительные интересные сведения и «откровения». Можно сделать предположение, что энергополевая оболочка железной колонны является надежной защитой от коррозии.