Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Законодательство об экологической экспертизе Законодательная основа экологической экспертизы определена и федеральном законе «Об экологической экспертизе», принятом в 1995г., в законе «Об охране окружающей среды» (2002) и в ряде подзаконных документах: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1996) и «Регламенте проведения государственной экологической экспертизы» (1997).
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Государственная Экологическая экспертиза, является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Общественная экологическая экспертиза выступает средством вовлечения заинтересованной общественности в механизм принятия экологически значимых решений. Ведомственная экологическая экспертиза чаще всего носит ярко выраженную технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта либо фиксирует степень экологической опасности, в ней заинтересовано само ведомство. Научная и коммерческая экологические экспертизы приобретают правовой статус при включении их либо в общественную экологическую экспертизу, либо при использовании их заключении при проведении госу дарственной экологической экспертизы.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно- технических и инструктивно-методических документов. Они утверждаются органами государственной власти РФ и регламентируют хозяйственную и иную деятельность. Материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ: 1.проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно- технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; 2. проекты генеральных планов развития территорий свободных экологических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; 3.проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; 4.проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; 5.проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; 6.проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует РФ, и федеральных инвестиционных программ; 7.проекты комплексных схем охраны природы РФ.
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды; 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов); 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы,.
Спасибо за внимание!!!