Подготовила Матенова Алуа. Долгие годы образ Октября 1917 года, определявший характер освещения литературного процесса в 20-е годы, был весьма одноплановым,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
это культурно- просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров. Пролеткульт -
Advertisements

ЛЕФ «Левый фронт искусства» ( г.) ЛЕФ «Левый фронт искусства» ( г.)
Урок литературы в 11 класс Учитель: Шабанова Т.Д..
Литературные направления и группировки в 20-е годы. « Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные,
Литературный процесс 20-х гг Литературные группировки.
Литературная борьба 20-х годов Даль рухнула, и пошатнулось время, Бес скорости стал пяткою на темя Великих гор и повредил поток, Отравленным в земле лежало.
На этом уроке вы познакомитесь с писателями и поэтами 20-х годов ХХ века.
Литературный процесс 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе и в поэзии 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
День защитника Отечества. Символы Российской Армии.
Подготовила ученица 11 класса Игнатова Анжела. Писать стихи он начал в конце девяностых годов и окончательно сложился как поэт накануне революции 1905.
Русская литература после Октября. Лекция.. Две точки зрения: Литература должна отражать новую жизнь, новую деятельность, революционные перемены. Литература.
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
Роман Евгения Замятина «МЫ» Судьба личности в тоталитарном обществе.
«Серебряный век». Особым прорывом в поэзии и других видах искусствах стал «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» - конец 19 – начало 20 века, русский Ренессанс. Это было верхушечное,
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Prezentacii.com.
Русская литература в первой половине XIX века. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России Огромное влияние на культуру России того.
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Урок литературы в 9 «Б» классе Тема урока: Новаторство В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви. Учитель: Балмаева Г.И.
Лирическая поэзия Генриха Гейне. Цель: Цель: исследовать лирику Гейне, выразительные средства. Задачи: Изучить биографию поэта Выбрать характерные лирические.
Транксрипт:

Подготовила Матенова Алуа

Долгие годы образ Октября 1917 года, определявший характер освещения литературного процесса в 20-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Сейчас читатели знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».

Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас. Мучительный вопрос : «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышится в произведениях многих авторов

Рыдай, огневая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия – Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разлуки, В глухие твои глубины, – Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда, в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слез – Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе – и кольца Сатурна, И млечных путей серебро, – Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия – Мессия грядущего дня

Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве. Возникал вопрос: как же реагировали поэты начала ХХ века, за спинами которых уже прошагал «серебряный век» русской поэзии на свершившуюся в стране Октябрьскую революцию?

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений

В.Кириллов «Мы». Мы, несметные. грозные Легионы Труда Мы победили пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты..» Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы. Эти строки характерны для пролетарской поэзии. Культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы». Автор искренне пытался опоэтизировать политическую речь – язык газет и плакатов.

Николай Семенович Тихонов «Я бросил юность в век железный», сказал о себе Николай Тихонов ( ). «Защищал Петроград от Юденича. Сто часов дежурил без смены, на сто четвертом свалился… сидел в Чека и с комиссарами разными ругался и буду ругаться. Но знаю одно: та Россия, единственная, которая есть, - она здесь». Тихонову принесли известность стихи. Составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922). Именно эти ранние стихотворения – четкие, чеканные, динамичные. В них слышались отголоски библейских легенд. Книжных образов и народных песен; но главным был опыт человека, молодость которого прошла «На дорогах под звездами»

Жизнь учила веслом и винтовкой, Крепким ветром. По плечам моим Узловатой хлестала веревкой, Чтобы стал я спокойным и ловким. Как железные гвозди, простым. «Посмотри на ненужные доски…» М.Горький говорил о таланте Тихонова: «Его увлекают сильные люди, героизм. Активность – как раз все то, что совершенно необходимо России и что старая литература не воспитывала в русском народе». Мужество, воля, верность долгу – главная тема солдатских баллад Тихонова, стремительных по ритму, который напоминает прерывистое дыхание бегущего человека. Богов иных тогда померкнут лики, И обнажится всякая беда, Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда

Хлебников, как и многие поэты того времени, верил, что революция имела всемирный и даже вселенский смысл. После Февраля 1917 года он написал «Воззвание Председателей земного шара», в котором отрицались границы, разделяющие нации и государства, и провозглашалось единое будущее всего человечества.

Поэт не описывает, а как бы дарует зрение – читатель наблюдает жуткие картины. Волга! Волга! Ты ли глаза-трупы Возводишь на меня? Ты ли возвела мертвые белки Сел самоедов, обреченных уснуть, В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов, Затерянные в снегу? Ты ли шамкаешь лязгом Заколоченных деревень?.. «Волга! Волга!», 1921 г.

Во время Гражданской войны написана лучшая поэма Хлебникова «Ладомир»(1920), посвященная революции. Революция не только, а может и в последнюю очередь, явление социальное. Для Хлебникова – это философское явление. Революция возвращает человека к первоначальной природе. В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи: Как филинов кровавый ряд, Дворцы высокие горят. Или: Это у смерти утесов Прибой человечества… Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.

В первые месяцы после Октября1917 года литературная жизнь была сосредоточена в редакциях газет, журналов, то и дело закрываемых. Дух программ тех лет был крайне деспотичен. В хронике за 1918 год читаем: «Учредительное собрание Всероссийского союза пролетарских писателей: « Союз писателей должен быть совершенной машиной для производства незамутненных идей революционного пролетариата».

Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения. -Пролеткульт и «Кузница» -ЛЕФ -Перевал -РАПП Это те немногие группы, существовавшие в 20-е годы. Были еще «ЛЦК» (литературный центр конструктивистов), «Серапионовы братья», в которую входили В.А.Каверин, М.Зощенко, Всеволод Иванов, Н. Тихонов, теоретиком этой группы был Лев Лунц, «ОБЭРИУ» (объединение реального искусства) – в поэзии они культивировали стихотворения из слов и строф-кубиков свечными звуковыми повторениями, складыванием строк из одних и тех же слов

Пролеткульт - это культурно- просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров.

«Кузница»- группа поэтов, вышедшая из Пролеткульта. Ю.Лебединский Д.Бедный

Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов ( ). Цель организаций: Создать эстетическую систему, которая противостоит буржуазной. «выработка самостоятельной духовной культуры».

Стихотворные лозунги, призывы, символизировавшие в быту новый стиль жизни:

«Пионеры, бейте тревогу – наши родители молятся Богу!» «Мы отпустим мать на грядку и пойдём на детплощадку!» «От поповской рясы отвлечём детские массы.» «Все излишки – в сберкассу.» «Смерть куличу и пасхе…»

Названия книг Пролеткульта: «Мы» и «Железный мессия» В. Кириллова, «Мускулы тяжести просят» (1918) В. Александровского, «Железные цветы» (1919), «Завод весенний» (1919) и «Железное цветенье» (1923) М. Герасимова, «Поэзия рабочего удара» (1918) А. Гастева.

Коллективная личность, скреплённая единством мировоззрения, тем, мотивов, приёмов, была для «кузнецов» важнее индивидуальной.

Марксистская литературная группа

Время и место создания. Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Противопоставление другим группам: 1.Уважительное отношение к классикам («У них нужно учиться») 2.Психологизм – главное понятие. Художник максимально должен использовать интуицию.

Представители группы. Лидер – А.К. Воронский ( ) Лидер – А.К. Воронский ( ) Представители: А. Весёлый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин. Представители: А. Весёлый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин. А.К.Воронский.

Отстаивал свободу писателей; Отстаивал свободу писателей; Защищал право писателя на выбор темы, жанра. Защищал право писателя на выбор темы, жанра.

Это движение возникло в 1922 году и просуществовало до 1928года. Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: Это движение возникло в 1922 году и просуществовало до 1928года. Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: 1. С. Маяковским 2. О. Бриком 3. Б. Арватовым 4. Н. Чужаком 5. В. Каменским 6. А. Кручёных

О чём писали теоретики ЛЕФа в своих программах? (журнал «Левого фронта искусства» ) Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности – наш лозунг 1912г. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности – наш лозунг 1912г. Бороться против методов работы мёртвых в сегодняшнее искусство… Мы будем бить в один эстетический бок: Бороться против методов работы мёртвых в сегодняшнее искусство… Мы будем бить в один эстетический бок: 1. Тех, кто по неведению… выдают унаследованное от прабабушек за волю народа; 2. Тех, кто неизбежную диктатуру вкуса заменяет учредиловским лозунгом элементарной понятности; 3. Тех, кто оставляет лазейку искусства для идеалистических излияний о вечности и душе…