Подготовила Матенова Алуа
Долгие годы образ Октября 1917 года, определявший характер освещения литературного процесса в 20-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Сейчас читатели знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».
Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов. А сами писатели, жившие и творившие в то трудное время, станут надежными помощниками и проводниками для вас. Мучительный вопрос : «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышится в произведениях многих авторов
Рыдай, огневая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия – Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разлуки, В глухие твои глубины, – Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда, в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слез – Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе – и кольца Сатурна, И млечных путей серебро, – Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия – Мессия грядущего дня
Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве. Возникал вопрос: как же реагировали поэты начала ХХ века, за спинами которых уже прошагал «серебряный век» русской поэзии на свершившуюся в стране Октябрьскую революцию?
Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений
В.Кириллов «Мы». Мы, несметные. грозные Легионы Труда Мы победили пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты..» Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы. Эти строки характерны для пролетарской поэзии. Культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы». Автор искренне пытался опоэтизировать политическую речь – язык газет и плакатов.
Николай Семенович Тихонов «Я бросил юность в век железный», сказал о себе Николай Тихонов ( ). «Защищал Петроград от Юденича. Сто часов дежурил без смены, на сто четвертом свалился… сидел в Чека и с комиссарами разными ругался и буду ругаться. Но знаю одно: та Россия, единственная, которая есть, - она здесь». Тихонову принесли известность стихи. Составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922). Именно эти ранние стихотворения – четкие, чеканные, динамичные. В них слышались отголоски библейских легенд. Книжных образов и народных песен; но главным был опыт человека, молодость которого прошла «На дорогах под звездами»
Жизнь учила веслом и винтовкой, Крепким ветром. По плечам моим Узловатой хлестала веревкой, Чтобы стал я спокойным и ловким. Как железные гвозди, простым. «Посмотри на ненужные доски…» М.Горький говорил о таланте Тихонова: «Его увлекают сильные люди, героизм. Активность – как раз все то, что совершенно необходимо России и что старая литература не воспитывала в русском народе». Мужество, воля, верность долгу – главная тема солдатских баллад Тихонова, стремительных по ритму, который напоминает прерывистое дыхание бегущего человека. Богов иных тогда померкнут лики, И обнажится всякая беда, Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда
Хлебников, как и многие поэты того времени, верил, что революция имела всемирный и даже вселенский смысл. После Февраля 1917 года он написал «Воззвание Председателей земного шара», в котором отрицались границы, разделяющие нации и государства, и провозглашалось единое будущее всего человечества.
Поэт не описывает, а как бы дарует зрение – читатель наблюдает жуткие картины. Волга! Волга! Ты ли глаза-трупы Возводишь на меня? Ты ли возвела мертвые белки Сел самоедов, обреченных уснуть, В ресницах метелей, Мертвые бельма своих городов, Затерянные в снегу? Ты ли шамкаешь лязгом Заколоченных деревень?.. «Волга! Волга!», 1921 г.
Во время Гражданской войны написана лучшая поэма Хлебникова «Ладомир»(1920), посвященная революции. Революция не только, а может и в последнюю очередь, явление социальное. Для Хлебникова – это философское явление. Революция возвращает человека к первоначальной природе. В поэме есть поразительные по силе художественной выразительности и символичности картины той страшной эпохи: Как филинов кровавый ряд, Дворцы высокие горят. Или: Это у смерти утесов Прибой человечества… Хлебников верит в возможность научного переустройства мира. Во всесилие человеческого разума, который освободила революция.
В первые месяцы после Октября1917 года литературная жизнь была сосредоточена в редакциях газет, журналов, то и дело закрываемых. Дух программ тех лет был крайне деспотичен. В хронике за 1918 год читаем: «Учредительное собрание Всероссийского союза пролетарских писателей: « Союз писателей должен быть совершенной машиной для производства незамутненных идей революционного пролетариата».
Постепенно стали возникать и учреждаться литературные группировки, объединения. -Пролеткульт и «Кузница» -ЛЕФ -Перевал -РАПП Это те немногие группы, существовавшие в 20-е годы. Были еще «ЛЦК» (литературный центр конструктивистов), «Серапионовы братья», в которую входили В.А.Каверин, М.Зощенко, Всеволод Иванов, Н. Тихонов, теоретиком этой группы был Лев Лунц, «ОБЭРИУ» (объединение реального искусства) – в поэзии они культивировали стихотворения из слов и строф-кубиков свечными звуковыми повторениями, складыванием строк из одних и тех же слов
Пролеткульт - это культурно- просветительные организации, студии литераторов, художников, актёров.
«Кузница»- группа поэтов, вышедшая из Пролеткульта. Ю.Лебединский Д.Бедный
Идейный руководитель Пролеткульта – А.А. Богданов ( ). Цель организаций: Создать эстетическую систему, которая противостоит буржуазной. «выработка самостоятельной духовной культуры».
Стихотворные лозунги, призывы, символизировавшие в быту новый стиль жизни:
«Пионеры, бейте тревогу – наши родители молятся Богу!» «Мы отпустим мать на грядку и пойдём на детплощадку!» «От поповской рясы отвлечём детские массы.» «Все излишки – в сберкассу.» «Смерть куличу и пасхе…»
Названия книг Пролеткульта: «Мы» и «Железный мессия» В. Кириллова, «Мускулы тяжести просят» (1918) В. Александровского, «Железные цветы» (1919), «Завод весенний» (1919) и «Железное цветенье» (1923) М. Герасимова, «Поэзия рабочего удара» (1918) А. Гастева.
Коллективная личность, скреплённая единством мировоззрения, тем, мотивов, приёмов, была для «кузнецов» важнее индивидуальной.
Марксистская литературная группа
Время и место создания. Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах. Противопоставление другим группам: 1.Уважительное отношение к классикам («У них нужно учиться») 2.Психологизм – главное понятие. Художник максимально должен использовать интуицию.
Представители группы. Лидер – А.К. Воронский ( ) Лидер – А.К. Воронский ( ) Представители: А. Весёлый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин. Представители: А. Весёлый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, И. Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин. А.К.Воронский.
Отстаивал свободу писателей; Отстаивал свободу писателей; Защищал право писателя на выбор темы, жанра. Защищал право писателя на выбор темы, жанра.
Это движение возникло в 1922 году и просуществовало до 1928года. Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: Это движение возникло в 1922 году и просуществовало до 1928года. Включило в свой состав поэтов теоретиков предреволюционного футуризма во главе с: 1. С. Маяковским 2. О. Бриком 3. Б. Арватовым 4. Н. Чужаком 5. В. Каменским 6. А. Кручёных
О чём писали теоретики ЛЕФа в своих программах? (журнал «Левого фронта искусства» ) Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности – наш лозунг 1912г. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности – наш лозунг 1912г. Бороться против методов работы мёртвых в сегодняшнее искусство… Мы будем бить в один эстетический бок: Бороться против методов работы мёртвых в сегодняшнее искусство… Мы будем бить в один эстетический бок: 1. Тех, кто по неведению… выдают унаследованное от прабабушек за волю народа; 2. Тех, кто неизбежную диктатуру вкуса заменяет учредиловским лозунгом элементарной понятности; 3. Тех, кто оставляет лазейку искусства для идеалистических излияний о вечности и душе…