Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
«Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного годов.
Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду, а начиная с 17 века начали делать "чернолощеную" керамику, "муравленую" посуду, которая имела свойство не пропускать воду. "Муравленой" называли посуду, покрытую глазурью, обычно коричневой или зеленоватой. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
В первое десятилетие 19 века в результате длительных экспериментальных работ с глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской. "Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Это уже являлось признаком высочайшего мастерства.
Вскоре гжельские изделия становятся лучшими на всей территории России. Они получают широчайшее распространение не только по всей территории страны, но и вывозятся в Среднюю Азию, и даже в страны Ближнего Востока. Причем учитывая национальные местные вкусы и обычаи, гжельские умельцы выпускают чайники, различные пиалы и другую восточную посуду, имеющую характерную для тех мест окраску и орнамент.
Посуда из Гжели была широко представлена и в русских трактирах. В период расцвета гжельского производства активно работало более тридцати фабрик. В конце 19 века гжельское искусство приходит в упадок, спрос на продукцию падает, остается работать лишь несколько наиболее крупных фабрик. После окончания гражданской войны потихоньку гжельский промысел вновь стал набирать обороты, стали открываться новые артели. Подлинное же возрождение искусства Гжели началось лишь по окончании Великой Отечественной войны.
Современный гжельский фарфор, возрожденный известным советским ученым Салтыковым и художницей Бессарабовой, продолжал традиции гжельского искусства. С этого момента техника Гжели претерпела кардинальные изменения, стали использоваться уже новые керамические краски (высокотемпературный подглазурный кобальт), и в итоге появилась та самая Гжель, которую легко узнают во всем мире.
Презентацию подготовили Смирнова Юлия и Галанина Полина 9 «б»