«Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны...» Президент РФ Путин В.В в международном дискуссионном клубе «Валдай» 19сентября 2013г.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие совершенствование и эффективность формирования российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды школы? Объект исследования - система гражданского воспитания в среднем общеобразовательном учреждении Предмет исследования - формирование российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды школы Цель исследования: изучить, проанализировать, обобщить педагогический опыт формирования гражданственности обучающихся, обосновать выбор и апробировать опытно- экспериментальным путем комплекс педагогических условий, обеспечивающих совершенствование формирования российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды школы
Задачи: Уточнение содержания понятия «гражданское воспитание», «поликультурная среда школы» Изучение факторов, влияющих на формирование российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды ОУ Анализ ведущих идей формирования гражданственности в истории отечественной педагогики, включая современный период её развития Апробирование модели формирования российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды МКОУ»СОШ21»ИМРСК
Задачи: Определение уровней формирования гражданских качеств, гражданской позиции, уровней толерантности Анализ педагогических условий, способствующих формированию российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды школы Разработка, теоретическое обоснование и апробация программы по формированию российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды школы Анализ и оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды МКОУ «СОШ21»ИМРСК
Модель формирования российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды ОУ Социальный заказ Цель: формирование российской гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды ОУ Задачи: -формирование гражданского и патриотического сознания, самосознания личности, толерантности, гражданских качеств у обучающихся; -воспитание уважения гражданских прав и свобод, национально-исторических культурных ценностей и традиций российского общества, ценностного отношения к семье обучающихся; -повышение уровня гражданской культуры и гражданской активности у обучающихся
Направления работы Работа с обучающимися Теоретическая, психолого- педагогическая подготовка учителей Работа с родителями обучающихся РЕЗУЛЬТАТ: обучающиеся со сформированной гражданственностью, толерантностью
1 БЛОК РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА»
МЕСЯЧНИК «МУЖЕСТВО»
ВАХТА «ПАМЯТЬ»
Уголки воинской славы
2 БЛОК Теоретическая, психолого-педагогическая подготовка учителей изучение базовых нормативно-правовых документов обсуждение уже имеющихся практических умений учителей по формированию российской гражданской идентичности обучающихся в поликультурной среде ОУ распространение педагогического опыта по данному вопросу оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования
3 БЛОК Работа с родителями индивидуальное и групповое консультирование знакомство с базовыми нормативно-правовыми документами
Основные педагогические результаты работы снижение агрессивности в межличностных отношениях обучающихся повышение уровней гражданской позиции и толерантности улучшение коммуникативных навыков, повышение уровня успешной адаптации обучающихся в социуме
формирование гражданственности на уроках иностранного языка формирование гражданственности средствами дополнительного образования (военно-патриотические клубы, военно-спортивные кружки и т.д.) научное исследование проблемы формирования гражданственности может быть продолжено в следующих направлениях: