Перспектива введения ФГОС по информатике и ИКТ в основной школе Молодцов Александр Алексеевич учитель информатики МБОУ «Клязьмогородецкая ООШ»
Введение С 2010 года в нашей школе начался переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения. Введение ФГОС нового поколения привел к существенному изменению систему работы нашей школы, и ключевым моментом преобразований стал реальный, а не декларируемый переход от знаниевого подхода к компетентностному. Важно понять, что происходит не просто смена терминов, а значительные изменения в организации образовательного процесса.
В ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений является компетентностно - ориентированный и системно - деятельностный подходы в обучении. В обучении информатики и ИКТ можно выделить три этапа обучения: -начальный (пропедевтический) курс: обучение в классах; -основной курс в классах (7 - 9 классах); -базовый или профильный курсы в классах. Введение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004г.) не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в классах. Поэтому изучение информатики в качестве самостоятельного предмета сейчас в этих классах возможно за счет часов компонента образовательного учреждения по 1 часу в неделю. Введение информатики по ФГОС нового поколения в классах возможно только при условии готовности образовательного учреждения: особо нужно обратить внимание на наличие фонда учебной литературы в библиотеке образовательного учреждения, а так же учебников в Федеральном перечне. Если учебники отсутствуют в перечне, то предмет вводить нельзя.
ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе) Особое внимание обращается на применение здоровьесберегающих технологий, выполняются санитарные нормы организации труда за компьютером (Сан Пин ): учащиеся младших классов занимаются на компьютере не более 15 минут, проводятся гимнастики для снижения зрительного утомления (комплекс упражнений и физкультминуток для снижения напряжения с глаз) и профилактические упражнения для осанки. В новом ФГОС сказано: «при разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества...», «...образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков».
ФГОС по "информатике и ИКТ (в основной и старшей школе) Изучая в школе различные предметы, учащиеся получают сумму знаний оботдельных сторонах окружающего мира: объектах, явлениях и процессах, происходящих в той или иной предметной области. Но ни один предмет не берет на себя функцию интеграции всей этой суммы знаний в единую целостную картину мира. Ни один, кроме информатики. Именно информатика, используя системно-информационный подход в науке, сумела решить эту задачу.
Часы на курс информатики ФК ГОС Обязательно: 1 ч в 8 классе; 2 ч в 9 классе. По усмотрению школы: часы в 5-7 классах; + часы в 8-9 классах. ФГОС Обязательно: 1 ч в 7 классе 1 ч в 8 классе; 1 ч в 9 классе. По усмотрению школы: часы в 5-6 классах; + часы в 7-9 классах.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Примерные программы по учебным предметам Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная образовательная программа образовательного учреждения ООО
ФГОС ООО Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностные; метапредметные; предметные.
Информатика: предметные результаты формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств Метапредметные результаты формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)
Информатика: предметные результаты развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической Метапредметные результаты умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Информатика: предметные результаты формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; Метапредметные результаты умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Информатика: предметные результаты формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права Личностные результаты освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа по предмету создаётся на основании требований ФГОС Примерную программу по предмету может опубликовать любое издательство
Планируемые результаты Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения предмета Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (Выпускник научится …) Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему (Выпускник получит возможность научиться …)
Выпускник научится … Декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; Оперировать единицами измерения количества информации; Оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов; Записывать в двоичной системе целые числа; Составлять логические выражения с операциями; Анализировать информационные модели; Перекодировать информацию; Выбирать форму представления данных; Строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств.
Выпускник получит возможность… Углубить и развить представление о современной научной картине мира,об информации как одном из основных понятий современной науки; Научиться определять мощность алфавита; Научиться оценивать информационный объем сообщения; Познакомиться с тем,как информация представлена в компьютере; Научиться решать логические задачи; Сформировать представление о моделировании как методе научного познания; Познакомиться с примерами использования графов; Научиться строить математическую модель задачи.
Федеральный перечень
Описание Пособие «Информатика в играх и задачах» представляет собой учебник по информатике для 5 класса, который входит в серию учебных пособий «Школа 2100». В доступной игровой форме учащимся подаются основные понятия об информации, ее обработке и поиску. В 5 классе изучение информатики выходит на новый уровень по сравнению с первыми четырьмя годами обучения в начальной школе. Значение информатики в парадигме современной научной мысли трудно переоценить. Развитие информационных технологий и становление информационного общества диктуют новые способы и методики обучения в школе. В преподавании практически всех предметов всю большую роль играет электронно-вычислительная техника, а умению обращаться с нею учат на уроках информатики. Следовательно, высока потребность в современных инновационных учебных пособиях. Представленный учебник, несомненно, является таковым.
Основная идея
Особенности Учебник предназначен для учащихсяобщеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является продолжением непрерывного курса информатики и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Содержание учебника представлено в виде отдельных учебных модулей, из которых учитель может выбрать нужные в соответствии с требованиями основной образовательной программы школы. Учебный материал предлагается на необходимом и повышенном уровне.