Выполнил : студент 2 курса Очного отделения направления « Государственное и муниципальное управление »
Творческое наследие А. С. Пушкина весьма значительно. Его талант не знал границ. Автору были подвластны любые жанры и формы, стили и направления в литературе и словесном искусстве. Пушкин пробовал себя во всем. И во всем достигал успеха. Его произведения пользовались бешеной популярностью у современников, стихи и поэмы читали взахлеб на собраниях литературных обществ и на светских мероприятиях. Не было человека, что бы не слышал стихов Пушкина или ничего не знал о судьбе самого поэта.
Все творчество Пушкина состоит из произведений различных тематик. Большую его часть составляют, конечно же, стихи. Стихотворения Пушкин не переставал писать даже в своих ссылках. Именно в поэзии отражается его настроение и мысли, творческие порывы и поиски новых образов и мотивов. Лирика поэта настолько разнообразна и богата, что в ней можно найти классические образцы произведений. Настроение в поэзии Пушкина непосредственно связано с его жизнью и переживаниями в определенный момент. Вольнодумная петербургская пора со смелыми и либеральными стихами сменяется годами ссылки, а соответственно и поэзия этой поры меняет свою направленность. В это время в Пушкине сталкиваются идеалы, он испытывает разочарования, стремится найти успокоения в путешествиях и красотах горного края, но депрессивность проходит только в Михайловском.
Отрывок : Арист ! И ты в толпе служителей Парнаса ! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса ; За лаврами спешишь опасною стезей И с строгой критикой вступаешь смело в бой !... Первый период творчества Пушкина ( ) связан с пребыванием Пушкина в Лицее. Написано около двухсот лирических стихотворений различных жанров. Первое печатное, еще без имени автора, стихотворение « К другу стихотворцу » (1814). Имя поэта впервые появится под « Воспоминаниями в Царском Селе ». Ориентация на поэтическую традицию Жуковского и Батюшкова особенность ранней лирики Пушкина.
Второй период творчества петербургский 1817 весна 1820 г. Новаторство Пушкина, поиски новых художественных решений особенно проявляются в политической лирике. Идеал свободы создается разными поэтическими средствами в оде (« Вольность » 1817), в сатирическом ноэле ( рождественская песенка « Сказки » 1818), в преобразованной элегии ( К Чаадаеву 1818, Деревня 1819), в мадригале ( Н. Я. Плюсковой ). Лирический герой не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников романтиков для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является ее синонимом. Политическая и любовная лирика сливаются в общем порыве свободолюбия : « Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой ».
Третий период творчества Пушкина ( ) связан с пребыванием поэта в южной ссылке. Творчество этих лет шло под знаком романтизма. Созданы поэмы « Кавказский пленник », « Гаврилиада », « Братья - разбойники », « Бахчисарайский фонтан », начаты « Цыганы ». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтический герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. И несет в себе понятие этической нормы. Авторская ирония по отношению к разочарованному герою, элегия « Демон » и стихотворение « Свободы сеятель пустынный », начало работы над романом « Евгений Онегин ».
Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я - когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был – Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни ; Четвертый период творчества ( ) связан с пребыванием Пушкина в Михайловском, когда произошла смена эстетических ориентиров. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма (« Прощай, свободная стихия »), поэт ищет иные принципы изображения человека и действительности. И хотя в лирике еще много романтического (« Желание славы », « Андрей Шенье », « Пророк »), появляются произведения реалистического масштаба ( трагедия « Борис Годунов »), психологические признания ( стихотворение « К ***»), ироничная поэма « Граф Нулин », 4, 5, 6 главы « Евгения Онегина ».
Пятый период творчества Пушкина ( сентябрь сентябрь 1830) хронологически определен возвращением поэта из ссылки и жизнью его до женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Это года переездов и странствий, трагедии декабристского движения и стремления обрести семейный очаг, влюбленности в Гончарову и своеобразного подведения итогов в законченном романе « Евгений Онегин ». Признание « лета к суровой прозе клонят » реализуется в работе над « Повестями Белкина », открывающими прозаический период творчества. Созданы « Маленькие трагедии », в которых отразился европейский мир и сознание европейского человека, т. е. наметился философский, расширительный подход к изображению мира.
Последний период творчества ( ) годы беспокойных исканий, ощущения несвободы и попытки поэтического бегства. Начата работа над « Историей Петра », написаны « История Пугачева » и поэма « Медный всадник », повести « Пиковая дама » и « Капитанская дочка », роман « Дубровский », сказки созданы шедевры философской лирики « Пора, мой друг, пора...», « Вновь я посетил...», « Из Пиндемонти », « Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Из Пиндемонти Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспаривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать ; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Всё это, видите ль, слова, слова, слова Иные, лучшие, мне дороги права ; Иная, лучшая, потребна мне свобода : Зависеть от царя, зависеть от народа Не всё ли нам равно ? Бог с ними. Никому Отчёта не давать, себе лишь самому Служить и угождать ; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи ; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье ! вот права …