1.4 Основные понятия, закономерности компетентностного подхода и его связь с образовательными технологиями ( компетенции и результаты образования). Борисова Н. В., Кузов В. Б. 2013
Компетентностный подход - это изменения ради совершенствования системы образования или очередная кампания? Ответы будут разные, в зависимости от интересов различных заинтересованных сторон ДА !!!! НЕТ!!! Борисова Н. В., Кузов В. Б. 2013
Компетентностный поход ответ на появившееся противоречие между: необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению акцентирует внимание на результате образования; В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса знаний, умений, ценностных ориентаций, способностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта Борисова Н.В., Кузов В.Б. 2013
Акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях К о мпетентностный подход Борисова Н.В., Кузов В.Б. 2013
Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием или из совершения этих действий.. Термин «компетенция » Борисова Н.В., Кузов В.Б. 2013
В новой образовательной парадигме направление и конечную цель задают компетенции, структурированные на знания умения владения Борисова Н.В., Кузов В.Б которые выступают в качестве результатов образования
РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) характеризует конкретные измеряемые достижения Назначение: рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами РО формируются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами Сумма компетенций, приобретенных выпускником, больше суммы, вытекающей из РО – от ориентации на преподавателя к ориентации на студента Борисова Н.В., Кузов В.Б
фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей обеспечивают согласованность программ обеспечивают согласованность программ помогают разработчикам точно определять их ключевые цели помогают разработчикам точно определять их ключевые цели акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием облегчают проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи облегчают проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи Ориентация на результаты образования: Ориентация на результаты образования: Борисова Н.В., Кузов В.Б. 2013
Борисова Н.В., Кузов В.Б Картирование и паспорт формирования компетенций Это механизм задания свойств основному элементу образовательной системы – обучающемуся!
Компетентностная ориентация образовательных программ всех уровней означает: Описание результатов образования на «языке» компетенций,отобранных из КМ ООП и конкретизированных по параметрам «знать уметь, владеть»; Выбор адекватных компетенциям и/или их элементам образовательных технологий преимущественно деятельностного типа; Использование оценочных средств, доказывающих овладения компетенциями или их элементами; Отражение направленности на формирование компетенций в содержании образования и в видах деятельности студента
1.5 Технологизация как организационно- управленческая норма проектирования образовательного процесса А лгоритм Творчество
Борисова Н.В., Кузов В.Б Проектирование и реализация компетентностной ориентации образовательных программ могут и должны основываться на технологизации как норме, которая предполагает следующее
ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Детальное описание образовательных целей Поэтапное проектирование и описание способов достижения заданных целей -результатов Системное применение психолого-педагогических и технических средств представления. восприятия и переработки учебной и социо-культурной информации Системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса Оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий Воспроизводимость процесса вне зависимости от уровня мастерства педагога
ОБЪЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, САМОУПРАВЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Продуктами технологизации образовательного процесса (с точки зрения обучающегося) могут выступать личностные социально – и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности и эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений
Общий процесс технологизации образовательного процесса предполагает: 1.1 Технологизацию целей образования создание модели профессионала, конкретизация модели профессионала; разработка перечня компетенций и результатов образования; маркетинговые исследования 1.2. Технологизацию взаимодействия целей и содержания образования отбор содержания; ФГОС ВПО; компетентностная модель (КМ); маркетинговые исследования; матрица соотнесения целей и содержания 1.3. Технологизацию представления учебной информации («упаковку» учебных дисциплин ) разработка модулей ; разработка вспомогательных методических материалов создание блоков из модулей; создание модульных программ
1.4. Технологизацию понятийного аппарата (корреляция базовых понятий, закономерностей); создание словарей – глоссариев (по модулям, блокам, программам) визуализация понятийного аппарата 1.6. Технологизацию получения обратной связи – мониторинг качества (контроль и корректировка процесса). Разработка системы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки Разработка процедуры мониторинга образовательного процесса 1.5 Технологизацию личностно-профессионального взаимодействия участников образовательного процесса Выбор образовательных технологий Проектирование систем образовательных технологий/образовательного процесса
1.Формулирование цели, задач изучения дисциплины 3.Выбор формируемых данной дисциплиной (модулем), практикой компетенций 4. Картирование дисциплинарных компетенций (ОК и ПК ) 7.Создание системы ОТ и оценочных средств по дисциплине/мо дулю / практикам 6.Выбор ОТ, адекватных заявленным результатам образования по дисциплине /модулю/ практикам 5.. Составление матрицы соотнесения тем, разделов дисциплины/модуля/ практики и КМ дисциплинарного уровня Подготовка текстов программ учебных дисциплин/модулей, практик с элементами методического обеспечения 2.Определение места Д/М/П с точки зрения видов, объектов, задач деятельности АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ как технологическая основа реализация компетентностой ориентации Борисова Н.В., Кузов В.Б.
Темы, разделы дисциплины Колич ество часов Компетенции n…n…n…n…Σ комп. комп.t ср. ОТОЦ Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций как механизм выбора образовательных технологий и оценочных средств Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов t ср.- среднее время на развитие компетенции ; ОТ – образ. технол.; ОЦ – оцен. ср. Борисова Н.В., Кузов В.Б