Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Лекция 17. Заключение и исполнение внешнеэкономических сделок. 1. Способы заключения договоров (контрактов, сделок) купли-продажи товаров. 2. Запрос и заказ. 3. Этапы заключения внешнеэкономических сделок. 4. Международные торговые документы.
1. Способы заключения договоров (контрактов, сделок) купли-продажи товаров. Согласно ст.163 ГК РФ внешнеторговая сделка заключается в простой (т.е. произвольной) письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечёт недействительность внешнеторговой сделки. Ст.11 Венской Конвенции 1980 г. не содержит требования заключения международного договора купли-продажи в письменной форме и допускает использование разных способов, включая свидетельские показания, для доказательства заключения сделки.
Общепринятая практика заключения первого договора международной купли-продажи товаров между партнёрами, начинающими взаимное сотрудничество: - направление продавцом в адрес покупателя письменного сообщения (по обычной почте, электронной почте, факсу) о предлагаемом товаре, цене, условиях поставки по ИНКОТЕРМС-2010, сроках поставки; - получение продавцом ответного письма от потенциального покупателя с предложением снизить цену; - уторговывание цены в ходе телефонных переговоров и с использованием электронной почты. - достижение между сторонами согласия по всем пунктам переговоров; - направление продавцом покупателю по факсу договора, подписанного продавцом; - подписание договора покупателем; отправка договора по факсу продавцу.
Общепринятая практика заключения договора международной купли-продажи товаров между партнёрами, имеющими опыт взаимного сотрудничества: - направление продавцом покупателю письменного сообщения или телефонного сообщения о наличии товара для продажи; - обмен сообщениями в процессе уторговывания цены; - достижение соглашения по цене; - направление покупателем продавцу заказа на покупку (purchase order); - подписание договора, составляющее особенности российской практики (в международной практике достаточно направления заказа на покупку).
Венская Конвенция 1980 г. Статья 18 Венской Конвенции 1980 г. устанавливает, что акцептом (подтверждением) оферты (предложения) сделки является заключение или иное поведение адресата, выражающее согласие с офёртой. Такое поведение адресата называется конклюдентными (от англ. to conclude – заключать) действиями. В российском законодательстве такие нормы отсутствуют.
2. Запрос и заказ. Следует чётко разделять запрос и заказ. Запрос – обращение потенциального покупателя к продавцу (производителю) с просьбой предложить товар к продаже с указанием цены и условий поставки. Запрос направляется в форме делового письма по обычной или электронной почте или по факсу. Само слово «запрос» в письме обычно не содержится. Направление запроса не влечёт за собой никаких юридических последствий ни для направившей, ни для получившей стороны.
Заказ Заказ имеет юридические последствия для направившей его стороны и означает твёрдо выраженное желание этой стороны заключить договор (контракт) на указанных в заказе условиях. Заказ равносилен твёрдой оферте. Заказ направляется обычной почтой или факсом. Получение и направление заказа электронной почтой в настоящее время в российской практике не получило распространения. Это связано с тем, что по российской практике заказ должен быть подписан направляющей его стороной. Заказ должен содержать наименование (заголовок) «Заказ» (purchase order).
Обычаи ведения деловой переписки в ходе заключения внешнеэкономических сделок: - следует стремиться отвечать на обычные, стандартные запросы клиентов в день получения запросов; - получение запроса – повод для начала переговоров и уторговывания цены; - вежливость требует отвечать даже на запросы, отправленные не по адресу (ошибочно); - если требуется время на обдумывание ответа на запрос, следует послать промежуточный ответ, объясняющий, что запрос анализируется и ответ будет направлен через 2 или 3 дня; - в случае невозможности заключить сделку, например, из-за отсутствия в настоящее время необходимого товара на складе, следует отправить вежливый ответ с объяснением причин отказа и высказать заинтересованность в будущем сотрудничестве.
3. Этапы заключения внешнеэкономических сделок. Этапы заключения внешнеэкономической сделки после достижения всех договорённостей относительно её содержания: - выбор способа подписания договора (при личной встрече, путём обмена сообщениями по обычной почте, путём обмена сообщениями по факсу); - выбор формы договора (разовый или заключённый на определённый период, например, на год); - подготовка проекта договора (обычно продавцом) и направление его для ознакомления противоположной стороне); - получение замечаний противоположной стороны на проект договора и внесение изменений и дополнений в его текст; - проверка полномочий соответствующих лиц на подпись договора; - обмен подписанными обеими сторонами экземплярами договора (обычно на двух языках, копии имеют одинаковую юридическую силу).
Этапы исполнения экспортной внешнеэкономической сделки. 1. Подготовка товара к отгрузке: - проверка качества товара; - подготовка спецификации и упаковочного листа (вкладывается в ящики, а, кроме того, включаются в пакет отгрузочных документов); счёта-фактуры. - упаковка и маркировка товара. 2. Страхование товара (получение в страховой организации страхового полиса). 3.Получение в ТПП (Торгово-промышленной палате) сертификата происхождения товара. 4.Заключение договора с перевозчиком груза. 5.Доставка товара на таможню для таможенной очистки и отгрузки. 6.Проведение расчётов (в зависимости от предусмотренной в договоре формы расчётов).
4. Международные торговые документы. Унификация международных торговых документов. Упрощение процедур международной торговли и стандартизация электронных деловых операций – одно из направлений деятельности Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В этих целях в рамках ЕЭК ООН образован Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронными деловыми операциями (СЕФАКТ ООН). СЕФАКТ ООН выпустил более 30 рекомендаций по упрощению торговли. Разработанный СЕФАКТ ООН «Формуляр-образец ООН для внешнеторговых документов» от 2002 г. содержит перечень документов, используемых во внешней торговле и рекомендуемые реквизиты их бланков.
Отгрузочные документы, рекомендуемые для использования Международной торговой палатой (МТП). Коносамент (Bill of Lading) Способ перевозки – морской. Часто используется также при смешанных перевозках. Оборотный документ, удостоверяющий право собственности (титул), позволяющий покупателю продать или заложить товар во время его перевозки. Мультимодальный транспортный документ (Multimodal Transport document) Способ перевозки – перевозка, включающая перевозку по крайней мере двумя видами транспорта. Встречаются различные наименования: комбинированный транспортный документ – Combined Transport Document, контейнерный коносамент – Container Bill of Lading, мультимодальный транспортный коносамент Fiata – Fiata Multimodal Transport Bill of Lading и др. Морская накладная (Seawaybill – SWB) Способ перевозки – морской. Встречаются различные наименования: грузовая расписка, необоротный коносамент, линейная накладная. Необоротный документ. Продавец вправе до оплаты товара изменить отгрузочные инструкции, если только в морской накладной SWB не содержится отговорки NO DISP(БЕЗ РАСП), не допускающей подобного изменения. Капитанская расписка (Mate's Receipt) Способ перевозки – морской. Документ является доказательством передачи товара перевозчику. Иногда при продажи товара согласно терминам FOB или FCA выдаётся покупателю вместо коносамента.
Воздушная накладная (Air Waybill) Способ перевозки – воздушный. В ряде случаев встречается наименование «воздушная транспортная накладная). Накладная (Consignment Note) Способ перевозки – сухопутный. Иногда встречается наименование «при железнодорожных перевозках накладная CIM» или «при автомобильных перевозках накладная CMR» (или waybill). Складская расписка (Warehouse Warrant) Способ перевозки – сухопутный и морской. Оборотный документ, используемый при складировании на территории продавца или покупателя товара с целью его накопления для покупателя. Экспедиторские документы (Freight-forwarders Documents) Способ перевозки – морской, воздушный, сухопутный или смешанный. Имеет важное значение для определения, принял ли на себя экспедитор ответственность за перевозку товара как перевозчик или как агент перевозчика». Упаковочный лист (Packing List) Способ перевозки – морской, сухопутный или смешанный. Документ, подтверждающий размещение товара в грузовике, пакете или контейнере.
Распространённые торговые документы: Счёт-проформа (pro forma invoice) – предварительный счёт, направляемый продавцом покупателю в соответствии с условиями договора. Выписывается, как правило, до отправки товара. Счёт-фактура (invoice, commercial invoice) – документ, выставляемый продавцом покупателю после принятия последним отгруженного в его адрес товара. Спецификация (specification) – документ, в котором указывается номенклатура и количество отгружаемого товара.