«Музыкальная шкатулка»
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки. Определите, какой тип речи будет основным в вашем изложении. Определите, какой стиль вы будете использовать. Составьте план. Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения; какие слова и предложения использовать. Напишите черновик выборочного изложения, проверьте, внесите исправления, перепишите его.
Красивая декоративная шкатулка предназначена для хранения женских украшений. Выполнена в русском народном стиле из дерева бука с использованием отделки резьба по дереву. Удобная крышка легко открывается, надёжно держится в вертикальном положении, её можно использовать как подставку для зеркала. ТЕКСТ 1.
Перед нами маленькая шкатулка. Какой от неё прок, для чего она нужна? Она такая миниатюрная, что, на первый взгляд, в неё ничего не войдёт. Но это не так. На самом деле она очень практичная. В ней очень удобно хранить украшения: колечки, серьги, цепочки. Всё находится в порядке, а сама шкатулка занимает мало места. ТЕКСТ 2.
Определите тип речи. Докажите по схеме или самостоятельно. Встретились ли трудные слова? Объясните орфограммы. Объясните пунктограммы. Озаглавьте текст. Сколько в тексте абзацев (микротем)? Прочитайте текст выразительно. Что мы узнаём из каждой части? Слова какой части речи выделены жирным шрифтом? Почему? Составьте план текста. Анализ текста «Музыкальная шкатулка» (Упр. 275)
ОПИСАНИЕ – словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо. (словарь) РАССУЖДЕНИЕ – логически последовательный ряд суждений на какую-либо тему. (словарь) ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ о действиях, поступках, событиях. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. (словарь) Попробуйте объяснить значение слов
1.Сообщение о месте и времени действия. 2.Сообщение о действующем лице. 3.Действия, их порядок и особенности. 4.Указание на завершения действия. 5.Вывод. Тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ можно определить по вопросам: Что произошло? Кто? Что? Когда? Где? Как? СХЕМА построения текста-повествования:
1.Вступление. 2.Тезис (основная мысль, утверждение, которое будет доказываться). 3.Аргументы (доказательства, доводы, мотивы, обоснования). 4.Вывод (итог, к которому пришёл автор). Тип речи РАССУЖДЕНИЕ можно определить по вопросу: Зачем это необходимо? СХЕМА построения текста-рассуждения.
. 1.Представление объекта речи. 2.Признаки объекта речи. 3.Заключение, вывод (намечен автором и делается читателем). Тип речи ОПИСАНИЕ можно определить по вопросам: Какой? Как выглядит? СХЕМА построения текста-описания
Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. Определите тему и основную мысль текста. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и главную мысль текста. Воспроизведите текст по составленному плану. Памятка «Как составлять план текста»
.Старые вещи хранились на крыше. Находка Медная стрекоза, бабочка или жук. Музыкальная шкатулка была испорчена. Переливающийся звон. Шкатулка проснулась. Таинственный звон. Шкатулка замолчала. Примерный план текста. (Обратитесь к памятке)