Грибанова Анастасия ГМБ-1-13
«Не стоит город без святого, а село без праведника». В этой пословице выразился взгляд русского народа на значение святости и духовной культуры для самого существования Земли Русской. И если душой города или села был храм, то духовным центром края на Руси обычно становился монастырь.
Для культуры Древней Руси важнейшее значение имел Киево-Печерский монастырь. В последующие века в российской истории и культуре не менее важное место стал занимать основанный преподобным Сергием Радонежским Троицкий монастырь, с середины XVIII века получивший именование Троице-Сергиевой Лавры. Киево-Печерский монастырь
Священник Павел Флоренский, много лет изучавший историю и художественные сокровища Троице- Сергиевой Лавры, писал: «По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви. Он должен быть центром культурного объединения Руси, в котором находят себе точку опоры и высшее оправдание все стороны русской жизни».
Выдающийся историк В.О. Ключевский, повествуя о создании Московского государства и об освоении новых территорий, писал даже об особой «монастырской колонизации», которая часто предшествовала другим формам освоения этих «глухих, непроходимых краев». Он использовал выражение «исказят пустыню», что означает -необитаемое место сделают населенным многими жителями.
Самым ярким примером в данном случае может служить Сергиев Посад город, посад которого вырос не у стен княжеского кремля, а у стен Сергиева монастыря, на некогда безлюдном Маковце.
Преподобный Сергий сначала построил здесь храм, затем основал монастырь, а потом к монастырю устремились не только те, кто искал монашеской жизни, но и все желавшие поселиться около стен святой обители.
Не случайно летописец назвал преподобного Сергия «начальником (т.е. начинателем) и учителем всем монастырям, что на Руси». В XIV–XV веках «Сергиев монастырь высылает десятки колоний в разных направлениях, многие из этих колоний сами становятся митрополиями десятков других колоний и т.д.».
Отсюда, из Троицкого монастыря, уходил строить новые монашеские обители сам Преподобный. Здесь воспитывались его ученики, ставшие впоследствии основателями новых монастырей в Северной Руси. Здесь получали благословение на строительство новых обителей люди, близкие преподобному Сергию, те, кого древние тексты называют его «собеседниками». Так, например, в 1397 году инок Кирилл на берегу Белоозера в вологодской земле строит монастырь, ставший впоследствии известным всей России под названием Кирилло-Белозерского.
В это же время основываются Спасо- Прилуцкий (при луке, т.е. излучине, реки Вологды) и Ферапонтов монастыри.
Стали традиционными поездки сюда на богомолье великих московских князей. Три знаменитых монастыря, основанных «собеседниками» преподобного Сергия, стали форпостами в борьбе за объединение всех русских земель вокруг Московского княжества.
Cпустя совсем немного лет уже из Кирилло-Белозерского монастыря отправится на Север, на Соловецкий остров, инок Савватий; основанная здесь знаменитая Соловецкая обитель стала средоточием для края, сумела своими высокими интересами сблизить и объединить рассеянные силы финского и русского населения и привлечь сюда новые.
По подсчетам исследователей российской истории, из 180 монастырей, появившихся за время монголо- татарского ига, 90 (т.е. половина!) основаны трудами преподобного Сергия, его учеников и сподвижников.
При этом 3/4 всего монастырского строительства пришлось именно на эпоху, начатую преподобным Сергием.
Монастыри выполняли функцию форпостов русской культуры не только в эпоху «собирания» Русской земли вокруг Москвы.
Рассказывая об освоении русскими Сибири в XVII веке, поэт Л. Мартынов в «Повести о Тобольском воеводстве» так описывает первые шаги просвещения в новоприсоединенных землях: «Архиепископ за время своего служения учредил в Сибири двенадцать монастырей, которые, помимо всего прочего, явились школами грамоты двенадцатью школами грамоты в Русской Азии!».
В начале XX века в России было более тысячи монастырей. С 1918 по 1941 год, во времена воинствующего атеизма, все они были закрыты и многие разрушены. В годы Великой Отечественной войны монашеские обители стали восстанавливаться. Троице-Сергиева Лавра была открыта для богослужения весной 1946 года за два дня до праздника Пасхи.
Летом 1958 года вновь началась кампания по закрытию православных монастырей России. Н.С. Хрущев решил в несколько лет покончить с религией, а монастыри всегда были важнейшими духовными центрами православной жизни и культуры. Из 63 монастырей быстро удалось закрыть более сорока.
К началу 80-х гг. XX века в СССР осталось всего 16 монастырей. В их числе была и Троице- Сергиева Лавра, выстоявшая в годы новых гонений на русскую православную церковь и православную культуру России. Несмотря на суровые испытания, постигшие Лавру в ХХ веке, она остается величайшей святыней России и уникальной сокровищницей отечественной культуры.
Список использованной литературы: