« С урока начинается учебно - воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке » Конаржевский Ю. А.
Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство это уже черты современного урока.
Проектиро вание урока Рефлексия Оценка самооценка деятельност и Подготовка к домашней работе Рефлексия Формы организации деятельности учащихся Целеполага- ние на уроке Отбор содержания учебного материала Методы и приемы обучения УРОК Проектирование урока как технологической цепочки
1 этап – целеполагание ; 2 этап - проектирование и его компетентная интерпретация ; 3 этап - выбор формы организации образовательной деятельности ; 4 этап – подбор методов и форм обучения ; 5 этап – подбор диагностических инструментариев ( рефлексия ).
УЧИТЕЛЬ организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. УЧЕНИК сам ставит цель или участвует в постановке цели. Принцип компетентностного подхода - диагностичность ( измеримость ) целей урока, что предполагает ответ на вопросы : « Что должен научиться делать ученик ?» и « Как я, учитель, делаю это сам ?» Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений
1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции : теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т. п.; практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям ; воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы. 2. Установление связей внутри содержания ( этапы формирования компетенций, определение логики нового содержания образования ). 3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
Основные характеристики творческого урока : Исследовательский метод и вид деятельности. Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока. Многообразие подходов и точек зрения. Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.
методы активного обучения ( деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т. д.); метод проблемного обучения ( беседа, проблемная лекция, проблемный семинар ); методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм ; модернизированные традиционные методы обучения ; методы взаимообучения ( коллективного, группового и парного обучения ).
первичный, промежуточный, итоговый
Научиться познавать Научиться делатьНаучиться жить вместе Научиться жить Ж. Делор
Компетентностный подход является усилением практической направленности, прикладного характера всего школьного образования.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение умений, которые бы позволяли учащимся определять свои цели, принимать решения и действовать.