Композиционные особенности повести Татьяны Пономаревой «Водяной Бык» Презентация к работе «Анализ повести Т.Пономаревой «Водяной Бык» Автор : Поломошнова Татьяна Алексеевна, учитель литературы учитель литературы МБОУ «СОШ 11» г. Кемерово
Биографическая справка Татьяна Пономарева – писательница конца ХХ века. Родилась в Москве Родилась в Москве У Покровских ворот. Училась в 720-й московской школе, потом в медицинском училище. Позднее закончила Литературный институт им. Горького. Работала библиотекарем, редактором журнала… На вопрос: Почему Вы стали писательницей? Татьяна Пономарева отвечает: - Потому что мне все время дарят красивые ручки и разные блокнотики..
Цель работы: определить композиционные особенности повести «Водяной Бык». КОМПОЗИЦИЯ –построение художественного произведения. произведения. В понятие композиции входит: организация сюжета, художественного времени и пространства, группировка персонажей, речевое оформление текста.
В первых главах повести В первых главах повести читатель знакомится с главной героиней. Это восьмиклассница одной из московских одной из московских школ. У девочки школ. У девочки необычное имя Устя необычное имя Устя (Устинья в переводе (Устинья в переводе с латинского с латинского«справедливая»). Так её нарекла любимая Так её нарекла любимая бабушка… Читатель узнает, что мир в семье нарушен. Родители часто не находят общего языка, а дети страдают из-за странной идеи отца. Родители заняты зарабатыванием денег на дом в деревне, а сестры Устя и Валя растут сами по себе… а сестры Устя и Валя растут сами по себе…
Когда Усте грустно, она вспоминает свою любимую бабушку Алевтину, которая обладала удивительным даром «сбереженной любви» Устя дорожит дружбой с Одноклассником Лешей, который понимает домашнюю ситуацию Усти, пытается защитить ее от лишних забот. Леша – настоящий преданный друг.
Леша познакомил Устю с арбатским художникомВорпестом. У Ворпеста необыкновенные картины. В его мастерской живут человекоподобные хищники, георгины в золотой вазе, реки и церковушки, и еще одна картина, которая очень понравилась Усте. На этой картине изображена дверь из сказки в жизнь…
Художественное пространство в повести - это пространство ДОМА. Пространство, связанное непосредственно с бабушкой – это и есть настоящий ДОМ, утраченный впоследствии ее детьми… В квартире Великодворской Устя многое понимает для себя: чтобы ДОМ стал теплым и светлым, надо чтобы рядом были любящие и понимающие тебя люди, а место жительства не имеет значения…
Наедине с собой Устя невольно сравнивает Лешу и Беса, Игоря Бещева, в которого она влюблена. Подросток, у которого, кажется, есть все: ум, хитрость, сила, деньги, привлекательная внешность, но нет семьи, нет ДОМА, на самом деле несчастлив и одинок. Бес не видит границы между добром и злом.
В повести две сюжетные линии. Одна связана с семьей Усти, с ее непростым отношением к отцу, а другая – со школой, со школьными друзьями и переживаниями.
Первая сюжетная линия заканчивается поездкой к дяде Юре, маминому брату. Устя здесь еще раз убеждается, что те отношения между родственниками, которые так оберегала бабушка, давно утрачены. Близкие люди стали чужими, и помощь от них идет не от души, а по причине долга… Устя здесь еще раз убеждается, что те отношения между родственниками, которые так оберегала бабушка, давно утрачены. Близкие люди стали чужими, и помощь от них идет не от души, а по причине долга…
У родника, недалеко от поселка, в котором живет семья дяди, Устя вновь вспоминает бабушку. У родника, недалеко от поселка, в котором живет семья дяди, Устя вновь вспоминает бабушку. Родник этот они с бабушкой назвали Водяной Бык… Родник этот они с бабушкой назвали Водяной Бык… Водяной Бык приобретает в повести символическое значение ЖИЗНИ, ОЧИЩЕНИЯ. Умывшись водой из родника, девочка снова набирается силы и верит в справедливость мира.
Каждый человек рано или позднее расстается со своим детством, выходит через свою дверь во взрослую жизнь. Каждый человек рано или позднее расстается со своим детством, выходит через свою дверь во взрослую жизнь. Но во взрослой жизни очень важно знать, что СПРАВЕДЛИВОСТЬ существует и что тебя ЖДУТ!
Подведем итоги 1.В повести совмещены план событий реальной жизни героини и план духовного взросления девочки. 2. Автор как сторонний наблюдатель передает читателю переживания Усти, ее размышления о близких и чужих людях. 3. Повествование наполнено диалогами, создающими атмосферу живого общения персонажей.
4. Удачные пейзажные зарисовки передают чувства главной героини, ее настроение. 5. В повести Т.Пономаревой, как и в других произведениях современных авторов, присутствует интертекстуальность.