КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII В.
Содержание : 1. Что такое секуляризация (« обмирщение ») культуры 1. Что такое секуляризация (« обмирщение ») культуры 2. Социокультурные последствия церковных реформ и раскола 2. Социокультурные последствия церковных реформ и раскола 3. Традиции и новации в просвещении 3. Традиции и новации в просвещении 4. Накопление и освоение научных знаний 4. Накопление и освоение научных знаний 5. Жанровое разнообразие литературы 5. Жанровое разнообразие литературы 6. От иконы к парсуне : новое явление в живописи 6. От иконы к парсуне : новое явление в живописи 7. Культовое и гражданское зодчество 7. Культовое и гражданское зодчество 8. Сценическое и музыкальное искусство 8. Сценическое и музыкальное искусство
Что такое секуляризация (« обмирщение ») культуры В истории России XVII век считают рубежом двух исторических эпох Средневековья и Нового времени. Это столетие, являясь периодов яркого развития древнерусской культуры, в то же время стало ее финалом. В культуре отчетливо выделялись две тенденции : проникновение западноевропейского (« фряжского ») влияния и освобождение от господства Церкви, что и определяло неуклонное « обмирщение » различных проявлений культуры.
Социокультурные последствия церковных реформ и раскола Церковный раскол включил в себя и проблему канонов в живописи. В иконописи со второй половины XVII в. появились т. н. « живоподобные » изображения, внешние эффекты ( светотени, перспектива и т. п.), направленные на восприятие мира в его данности. Это вызвало резкий протест старообрядцев.
Таким образом, церковный раскол выявил черты кризиса средневекового сознания российского общества. Он свидетельствовал о формировании нового типа личности, воплотившего в себе две крайности : с одной стороны кротость, терпение и жертвенность, а с другой желание действовать « вопреки », раскрепощение сознания, стремление к свободе.
Традиции и новации в просвещении Расширение сферы торгово - ремесленной деятельности, зарождение российского предпринимательства, активизация контактов с Западом, необходимость обороны страны обусловили рост числа образованных людей в России. Образованные люди стали играть заметную роль в жизни общества. Букварь В. Бурцова Псалтырь в стиха Симеона полоцкого
Для учреждения высшей школы нужны были учителя, « люди ученые и православные, а не ковегласи и раскольники ». Повышению уровня грамотности способствовало книгопечатание. Печатный двор в Москве в первую очередь издавал книги богослужебного содержания. Учение и хитрость ратного строения пехотных людей » Грамматика Смотрицкого
Накопление и освоение научных знаний Расширение круга образованных людей было связано и с развитием научных знаний и техники. В середине XVII в. в России стали известны основные положения гелиоцентрической теории Н. Коперника. Первые научные труды по практической медицине создали выпускники « Школы русских лекарей » Степан Кириллов и Петр Постников.
Особую роль сыграла Киево - Могилянская академия. Это учебное заведение давало своим ученикам знания по логике и философии. Первый учебник русской истории Синопсис « Повесть об Азовском осадном сидении »
Жанровое разнообразие литературы Одним из проявлений обмирщения литературы стала демократическая сатира, выразившая отношение населения к Церкви. ускоренное освоение жанров европейской литературы, сочинители XVII в. увлеченно использовали чужие сюжеты. « Повесть о Шемякином суде » « Повесть о Ерше Ершовиче »)
От иконы к парсуне : новое явление в живописи На рубеже XVIXVII вв. в иконописи оформились два направления, условно именуемые « Годуновской » и « Строгановской » школами.
« Строгановская » школа Строгановская школа развивала мелкое, изощренно - утонченное письмо, для которого были характерны цветовая гамма с использованием золота и серебра, хрупкая изысканность образов, сложный пейзажный фон. Прокопий Чирин
« Годуновская школа » Она стремилась к строгому стилю, к возрождению традиций Андрея Рублева и Дионисия ( росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве на картинке ).
Культовое и гражданское зодчество В XVII в. процессы « обмирщения » были заметны и в зодчестве. Строились новые города, разрастались старые, росло число каменных административных, хозяйственных зданий. Гостиный двор в Архангельске
В конце XVII начале XVIII в. распространение получили постройки в стиле т. н. « нарышкинского барокко » ( более точный термин « московское барокко ») Новодевичий монастырьМосковская церковь Покрова в Филях
Сценическое и музыкальное искусство Новым в культуре России XVII в. стало увлечение театром но только царя и его ближайшего окружения. Появились любители « немецкой » музыки, содержавшие инструментальные капеллы. пьеса « Притча о Блудном сыне »
По инициативе боярина А. С. Матвеева и указу царя была построена « комедийная хоромина » и набрана труппа из иностранцев во главе с немцем И. Грегори. В 1675 г. впервые на русской сцене был поставлен балет.
КОНЕЦ