Введение в менеджмент
План урока Понятие менеджмента. Взаимосвязь основных категорий. Иерархия науки менеджмент. Организация как система управления. Внешняя и внутренняя среда организации. Процесс управления организацией. Функции менеджмента Анализ кейса
Менеджмент как самостоятельная область знаний В первобытном обществе был вожак, в племени – вождь, в общине – совет старейшин В первобытном обществе был вожак, в племени – вождь, в общине – совет старейшин Человечество по крупицам тысячелетиями накапливало опыт управления
В процессе ведения военных действий, строительства одни люди брали на себя функции управления другими Первые практики управленческой деятельности
Смысл понятия «управление»
УПРАВЛЕНИЕ – это осознанная целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.
Взаимосвязь основных категорий СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Субъект управления Объект управления Прямая связьОбратная связь
менеджмент управление
Менеджмент - это процесс управления социально- экономической системой или организацией. «Менеджмент - обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Мэри Паркер Фоллет «Менеджмент - обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Мэри Паркер Фоллет
Менеджмент Процесс Вид деятельности Наука
Иерархия науки менеджмент Уровень 1 Общий менеджмент Уровень 2 Области знаний об управлении составляющими организации: финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, информационный менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент качества, коммуникационный менеджмент, риск-менеджмент и т.д. Уровень 3 Область знаний об управлении организациями конкретной отрасли
Организация как система управления. Внешняя и внутренняя среда организации.
Внешняя среда косвенного воздействия Внешняя среда прямого воздействия Внутренняя среда организации: организационная структура, бизнес-процессы, технологии, кадры, организационная культура. потребители конкуренты поставщики технологиипрофсоюзы законодат-во налоговые органы Социальная среда Экология
Процесс управления компанией
Прогнозирование Планирование Организация КоординацияМотивация Контроль Анализ Принятие решений Коммуникации
ЭТАП 1 Прогнозирование
Прогнозирование - - процесс исследования тенденций развития организации и её внешнего окружения.
Зачем нужны прогнозы? Цель прогнозирования?
ЭТАП 2 Планирование
с управленческой точки зрения с общеэкономической точки зрения Планирование как экономическая категория функция менеджмента процесс составления плана
Планирование должно дать ответы на 4 вопроса: ЧТО хочет представлять собой компания? КАК могут быть достигнуты цели компании? КУДА она собирается двигаться? ГДЕ она находится в настоящее время?
ЭТАП 3 Организация
Определяются методы и средства достижения поставленной цели, Обеспечение необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными, трудовыми и т.д.) Осуществляется делегирование полномочий и ответственности
ЭТАП 4 Координация
Главная задача состоит в обеспечении согласованности действий всех подразделений компании. Осуществляется посредством: проведения совещаний, контактов между руководителями, согласованием планов-графиков
ЭТАП 5 Мотивация
анализ мотивационных потребностей персонала, определяется какая форма мотивации будет преобладать, система материального стимулирования должна быть формализована!
ЭТАП 6 Контроль
Вид контроляВремяЦель Предварительный До начала реализации проекта Оценка оптимальности планов Текущий Во процессе реализации проекта Обнаружение отклонений Заключительный По окончании реализации проекта Оценка достижения поставленной цели
Этап 7 Анализ
исследование причин не достижения цели, разработка комплекса мер по их устранению
Коммуникации
- процесс передачи информации от одного субъекта к другому. Вертикальные коммуникации – процесс передачи информации между уровнями управления. генеральный директор, директор департамента, начальник отдела, специалист.
Горизонтальные коммуникации – процесс передачи информации между отделами организации или между специалистами на одном уровне управления. ПФОБухгалтерия Отдел кадров