Анализ программы « Искусство.8-9 классы » авторов : Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Шаховец И. В., учитель МБОУ « Лицей 3» 2012 г.
Основная цель школьного предмета « Изобразительное искусство » под редакцией Б. М. Неменского Основная цель школьного предмета « Искусство » под редакцией Г. П. Сергеевой развитие визуально - пространственного мышления обучающихся как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. является – развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира
Задачи : развивающие, воспитательные, образовательные. Отличия : освоение, развитие художественных ценностей цивилизации, овладение средствами художественного изображения, культурой практической работы формирование умений и навыков художественного самообразования и самоопределения
Затруднения. Различные виды деятельности, затрагивающие внеурочную деятельность. Использование современных педагогических технологий. Повторение программного материала предмета МХК. Размытость в выборе материала для целевой постройки урока. Художественно - творческая деятельность основывается на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя. Отсутствие полного методического комплекта по предмету.
Критерии оценки деятельности Эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства ; Осознанность отношения к изучаемым явлениям и фактам культуры и искусства ; Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности ; Личностно - оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни ; Перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования в изучение др. школьных предметов ; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др. развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразитель ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру ; освоение первичных знаний о мире пластических искусств : изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне ; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка ; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности ; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио нального и народного изобразительного искусства ; нравственных и эстетических чувств : любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, много национальной культуре.
Результаты освоения программы Выпускники должны научиться : Аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры ( обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, использованием произведений искусства ); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру ; Использовать коммуникативные качества искусства ; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с др. людьми в достижении общих целей ; проявлять толерантность в совместной деятельности ; Участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др ; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Вывод На мой взгляд, программа сырая, строится на учительском профессионализме и приводит к понижению значимости предмета « Искусство ». Нет зачастую смены видов деятельности, что приводит к постоянному упрощению выполнения заданий, сводится к эмоциональности восприятия. Требует больших затрат дополнительного времени для того, что бы научить детей разыгрывать сценические миниатюры, умело использовать язык фотоискусства. Необходима ломка стереотипа, что « Искусство » это быть благодарными слушателями, т. к. объяснение на уроке строится на анализе различного материала и занимает большее количество времени на уроке, а « Изобразительное искусство » - практическое самовыражение Основу тем составляют темы проблемного характера, освещение которых требует от обучающихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний рассматривать конкретные произведения ( творчество автора ) в заданном художественно - историческом контексте. НО, программа « Искусство » помогает обучающимся лучше ориентироваться в информационном и эстетическом пространстве, помогает в формировании визуальной среды. Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах в основном пространственно - временных и временных искусств.