ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОПОСТАВИМОСТИ ОЦЕНОК БЕДНОСТИ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОПОСТАВИМОСТИ ОЦЕНОК БЕДНОСТИ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Е.Б.Фролова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е.Суринов УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
Advertisements

Детская бедность в России 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы 21 века» Москва, 8-9 декабря 2005 г. Независимый Институт Социальной Политики.
Практика измерения бедности и неравенства в Республике Беларусь Инна Коношонок Начальник Управления статистики уровня жизни населения и обследований домашних.
Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербург - июнь 2012 Уровень жизни населения Санкт-Петербурга.
Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЁ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ Международная конференция «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи » Анализ изменения доступности.
Статистика Половозрастной состав населения России.
Федеральная служба государственной статистики О состоянии рынка труда в Нижегородской области Федеральная служба государственной статистики 2014 год Нижегородстат.
Численность населения Санкт-Петербурга (на начало года), пересчитанная с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (тыс. чел.) По результатам.
Демографические структуры Виды: абсолютные / относительные Примеры абсолютных показателей Численность населения в возрасте года Число мужчин в возрасте.
Сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
1 Руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е.Суринов РОССИЯНИН В ЗЕРКАЛЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ.
Индикаторы мониторинга в системе образования. Структура индикаторов мониторинга Масштабы (доступность) Ресурсы Условия Результаты Организация процесса.
Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ.
Демографические и миграционные процессы на Дальнем Востоке России д.э.н. Мотрич Екатерина Леонидовна.
Транксрипт:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОПОСТАВИМОСТИ ОЦЕНОК БЕДНОСТИ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОПОСТАВИМОСТИ ОЦЕНОК БЕДНОСТИ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Е.Б.Фролова, Т.Б.Великанова Росстат, Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств

Применяемые источники информации и методы оценки неравенства и бедности в российской статистической практике Российская государственная статистика формирует показатели в области статистики распределения доходов, начиная с 1970г., и показателей по уровню бедности, начиная с 1990г. До 1992 года базой для этих оценок являлось специальное выборочное обследование доходов населения, которое проводилось каждые пять лет (по 1989 год включительно) с охватом в целом по Российской Федерации около 170 тыс. семей Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

С 1992 года в качестве информационной базы для формирования показателей неравенства и бедности используются итоги (ежеквартального) бюджетного обследования (ОБДХ). Программа ОБДХ сориентирована на получение информации о расходах домашних хозяйств и (начиная с 1997 года) не содержит прямых показателей по общему объему доходов. Оценка уровня доходов каждого обследуемого домохозяйства производится расчетным методом Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

Расхождения итогов ОБДХ с макроэкономическим показателем денежных доходов населения - основные причины: – состав выборочной совокупности ОБДХ, в которой не представлены должным образом группы населения с относительно высокими доходами – низкая достоверность по показателям прироста сбережений и высокозатратным статьям расходов, во многом определяющим дифференциацию доходов Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

В соответствии с действующей методологией расчеты показателей распределения населения по уровню доходов производятся с использованием метода имитационного моделирования путем преобразования эмпирического распределения (на основе данных ОБДХ), в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

На основании полученного ряда распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов формируются данные: по распределению общего объема денежных доходов по квантильным группам; основные коэффициенты (индексы) дифференциации доходов; показатели уровня абсолютной бедности по населению в целом (по России и по субъектам РФ) и по демографическим (возрастно-половым) группам населения; показатели уровня относительной бедности по населению в целом; показатели уровня абсолютной бедности по населению в целом для международных сопоставлений (граница бедности, установлена на международном уровне с учетом паритета покупательной способности) Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики 7 В 2000 г. изменена методология расчета величины прожиточного минимума. В 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.

Численность малоимущего населения по субъектам Российской Федерации в 2012 г. (процентов от общей численности населения региона; предварительные данные) Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики 8

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам ) Все население 13,012,512,711,0 Дети в возрасте до 16 лет18,619,219,917,9 Дети в возрасте до 7 лет 16,117,918,715,8 Дети в возрасте от 7 до 16 лет 20,820,221,119,8 Молодежь в возрасте лет13,512,8 11,0 Мужчины в возрасте лет12,712,0 10,4 Женщины в возрасте лет14,213,6 11,7 Лица трудоспособного возраста старше 30 лет13,112,913,111,2 Мужчины в возрасте лет12,1 12,210,5 Женщины в возрасте лет14,213,814,012,1 Население старше трудоспособного возраста - всего7,56,1 5,2 Мужчины в возрасте 60 и более лет7,25,45,64,7 Женщины в возрасте 55 и более лет7,66,46,35, Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики 9 процентов от общей численности населения соответствующей возрастной группы 1) Предварительные данные.

Соотношение основных показателей ресурсов с абсолютной и относительной границами бедности Абсолютные границы бедности: величина прожиточного минимума 50% медианного денежного дохода в 2001г. Относительные границы бедности: 40% медианного денежного дохода 50% медианного денежного дохода Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики 10

Динамика показателей абсолютной и относительной бедности Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

Темпы снижения/роста абсолютной и относительной бедности Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики12

ДОЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО ДОХОДЫ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ С УЧЕТОМ ПАРИТЕТА ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ 1) Доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже: Справочно: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума 1,25$ 2) в день 2$ 2) в день 2,5$ 2) в день 4$ 2) в день 10$ 2) в день Российская Федерация 2009 год 0,0 0,10,68,913, год 0,0 0,10,58,412, год 0,0 0,10,58,412, год 3) 0,0 0,10,58,011,0 Справочно 4) : Бразилия 2009 год6,110,815,127,6… 21,4 Индия 2010 год32,768,881,193,8… 29,8 Китай 2009 год11,827,236,558,0… … ЮАР 2009 год13,831,339,555,5… 23,0 5) Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики 13 1) Всемирный Банк 2) Российская Федерация - по ППС в международных ценах 2008 г. (за гг. – предварительные данные); Бразилия, Индия, Китай и ЮАР - по ППС в международных ценах 2005 г. 3) Предварительные данные 4) Источник информации: база данных Всемирного Банка "Poverty and Inequality Database". 5) 2006 г. в процентах от общей численности населения

Развитие методологии в области статистики бедности и неравенства Расширение системы оценок показателей социально-экономической дифференциации и бедности за счет внедрения в российскую статистическую практику индикаторов социально- экономической дифференциации и бедности, стандартизированных ОЭСР для сравнительного анализа на международном уровне и выявления тенденций в динамике распределения доходов и уровня бедности внутри страны Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

Задачи, требующие решения на пути перехода на расширенную систему оценок показателей дифференциации и бедности на основе методологии ОЭСР: выбор информационных источников; определение показателей и порядка их расчета (в зависимости от используемой информационной базы); Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

расчет по различным границам бедности (для определения уровня относительной бедности); разработка шкал равнозначности; повышение качества исходных данных; решение проблем, связанных со встраиванием новой системы расчета в состав действующего комплекса Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

Оценки показателей относительной бедности в целом по России на основании методологии ОЭСР Согласно методологии ОЭСР, в качестве порога относительной бедности использовалось значение 50% от уровня медианного эквивалентного располагаемого дохода, определенного для всей совокупности обследуемого населения. Размер эквивалентного дохода определялся по формуле: N = D/S E, где N - эквивалентный среднедушевой доход; D - номинальный доход домохозяйства; S - размер домохозяйства; E=0,5 - коэффициент эквивалентности (коэффициент приведения доходов к эквивалентному уровню) Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики

Индекс риска бедности в зависимости от пола и возраста в 2008 году по действующей методологии; коэффициент эквивалентности Ɛ =1 по методологии ОЭСР; коэффициент эквивалентности Ɛ =0, Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики 18 Значение индекса риска бедности выше 1 показывает во сколько раз риск бедности для населения, сгруппированного по полу и возрасту, превышает риск бедности для населения в целом. Значение индекса риска бедности ниже 1 свидетельствует о более низком риске бедности, чем риск бедности для населения в целом.

Индекс риска бедности в зависимости от пола и возраста в 2008 году (по методологии ОЭСР; коэффициент эквивалентности Ɛ=0,5 ) Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Федеральной службы государственной статистики 19