Борьба за существование и естественный отбор В борьбе стихий, в развитье постепенном Все существа, все формы создались И жизнею могучею зажглись! Э.Дарвин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Борьба за существование и естественный отбор Цели урока: Продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции. Определить роль борьбы за существование.
Advertisements

Воронежская обл. Терновский район МОУ Тамбовская СОШ Мерзликина Г. В. Борьба за существование и естественный отбор.
Борьба за существование и естественный отбор Тема урока:
Проверка Д/з А) Результат борьбы за существование, выражающийся в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями.
Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: Эволюционная теория Чарльза Дарвина
Основные движущие силы эволюции: 1.Изменчивость. 2.Борьба за существование. 3.Естественный отбор. 4.Наследственность. Чарльз Дарвин.
Тема урока «Формы естественного отбора». Движущий отбор Данная форма отбора способствует сдвигу среднего значения и приводит к появлению новой формы организмов.
Биография Чарльза Дарвина Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина Движущие силы (факторы) эволюции Вопросы для обсуждения.
Формы естественного отбора. Движущий отбор Движущая форма способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к новой средней нормы.
Движущая форма способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к новой средней нормы вместо старой, переставшей соответствовать.
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация Учитель Вдовиченко Ольга Николаевна МОУ лицей «Технико – экономический» г. Новороссийск,
1. Назовите основные факторы эволюции. 2. Будет ли действовать отбор на носителей рецессивных мутаций? 3. Что такое дрейф генов? 4. Какой фактор приводит.
Учитель биологии высшей квалификационной категории МКОУ – Казанская СОШ Баганского района Новосибирской области Наконечная Ольга Васильевна.
Основы учения о естественном отборе были заложены Ч. Дарвиным в его трудах по теории эволюции (дарвинизме). Понятие о естественном отборе существенно.
Тема : Естественный отбор и его виды. Биология Выполнила : учитель биологии Протасова Галина Васильевна МБОУСОШ 94.
Естественный отбор и его формы. Учение Дарвина о естественном отборе. Дарвин утверждал, что каждое животное стремится к размножению в геометрической прогрессии,
Естественный отбор с точки зрения Современной Синтетической Эволюционной Теории Работа учениц 11 класса A учениц 11 класса A Лицея им. В.Г. Сизова Г. Мончегорска.
Факторы эволюционного процесса и их роль в формировании адаптаций организмов Опорные понятия: популяция, эволюция, изменчивость, популяционные волны, изоляция,
Эволюция органического мира как процесс происхождения и развития видов на Земле.
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
Транксрипт:

Борьба за существование и естественный отбор В борьбе стихий, в развитье постепенном Все существа, все формы создались И жизнею могучею зажглись! Э.Дарвин

Цели урока: Продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции. Определить роль борьбы за существование в эволюционном процессе. Познакомиться с формами естественного отбора и определить его направляющую роль в эволюции.

План урока: Проверка домашнего задания. Изучение нового материала 1.Борьба за существование. 2.Естественный отбор. Закрепление. Домашнее задание

Составьте пары: I. Наследственная изменчивость II. Естественный отбор III. Микроэволюция IV. Популяционные волны V. Макроэволюция VI. Изоляция VII. Мутационный процесс VIII. Популяция 1. Поддерживает генетическую неоднородность природных популяций 2. Эволюционные преобразования, ведущие к формированию таксонов более высокого ранга, чем вид 3. Устраняет из популяции особи с неудачными комбинациями генов 4. Элементарная единица эволюции 5. Обеспечивает барьеры, исключающие свободное скрещивание организмов 6. Элементарный материал эволюции 7. Эволюционные преобразования на уровне популяций, ведущие к видообразованию 8. Поставляют массовый элементарный материал для естественного отбора

Ответьте на вопросы: Что такое изменчивость и какие ее формы выделил Дарвин? В чем особенности модификационной изменчивости? Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение?

Борьба за существование Сложные, многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неживой природой, имея в виду не только жизнь одной особи, но прежде всего ее плодовитость и успех в обеспечении себя потомством

Формы борьбы за существование Борьба за существование ВнутривидоваяМежвидовая Борьба с неблагоприятными условиями

Внутривидовая борьба И меж растений царствует война. Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно А корни их, в земле неся, свой труд, За почву и за влажность спор ведут. Э. Дарвин Протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же ресурсах, часто очень ограниченных. Результат: Приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели наименее приспособленных особей данного вида.

Межвидовая борьба Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка Не посмотрев на прелесть огонька, Светляк же – ночи светоч оживленный Вползая вверх, цветок съедает томный Э. Дарвин

Межвидовая борьба Злой овод в теле лошади, быка, Оленя, поселяет червяка Червь роется, грызет под теплой кожей И выросши на свет выходит божий. Э. Дарвин Результат: приводит к победе более жизнеспособных особей и популяций; полное вымирание вытесняемых видов; регуляция численности жертв, организмов – хозяев паразитов.

Борьба с неблагоприятными факторами неживой природы Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются, а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности Результат: приводит к выживанию наиболее приспособленных особей, популяций. Влияние абиотических факторов среды на жизнь организмов усиливает или ослабляет внутри- межвидовые взаимоотношения.

Результат борьбы за существование Естественный отбор Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

Естественный отбор «Выражаясь метафорически, можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и невидимо, где бы и когда бы ни представился к тому случай, над усовершенствованием каждого органического существа в связи с условиями его жизни, органическими и неорганическими» Ч. Дарвин

Формы естественного отбора СтабилизирующийДвижущий Дизруптивный (разрывающий)

Стабилизирующий отбор Действует в постоянных условиях среды. Стабилизирующий отбор направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства. Стабилизирующий отбор сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Стабилизирующий отбор Латимерия – палеозойская (девон) 570 млн лет Черепахи – триас 200 млн лет Гаттерия – юрский период 165 млн лет

Движущий отбор Способствует сдвигу среднего значения признака и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, которая перестала соответствовать новым условиям. Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.

Движущий отбор Утрата признака как результата действия движущего отбора могут служить редукция глаз у слепыша, ведущего подземный образ жизни. Устойчивость крыс к яду, вызывающему кровотечение.

Разрывающий (дизруптивный) отбор Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака. Этот отбор эффективен, когда при усиленной конкуренции благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкие группы

Дизруптивный отбор Образование мимикрирующих форм у африканской бабочки дардануса.

Вывод: Естественный отбор играет творческую роль в природе: из ненаправленных наследственных изменений отбираются те, которые могут привести к образованию новых групп особей, более совершенных в данных условиях.

Задание 1 Определите формы взаимоотношений организмов: В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через суток гибнут те растения,которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений. Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки,и личинка теленомуса съедает его содержимое.

Задание 2 Американский орнитолог Г. Бампас зимой 1868 года собрал на улицах Манхэттена 327 воробьев, окоченевших от мороза и метели. Птиц подвергли биометрическому анализу и одновременно отогревали. Выжили те особи, чьи признаки приближались к средним параметрам. Какая форма отбора действовала в данном случае? Ответ поясните

Домашнее задание Заполните таблицу: Форма отбора Когда действует РезультатПримеры