Подготовила учитель-логопед Абрамова Людмила Валентиновна Жиздра-2013
- правильно произносить все звуки ; - проводить звуковой анализ ; - рифмовать, придумывать новые слова ; - правильно строить предложение ; - уметь « с выражением » прочитать стихотворение ; - рассказать сказку ; - описать картинку или серию картинок ; - связать начало и конец рассказа или сказки.
- Как тебя зовут ? - Сколько тебе лет ? - Где ты живёшь ? - Где работают родители ? - Какая у тебя любимая сказка ?
- составление рассказа по серии сюжетных картинок ; - пересказ прослушанного текста.
- называние предметов и их частей : человек : шея, брови, лоб, ресницы, щёки, ладонь, локоть, плечи, колени ; - обобщения : « Назови одним словом » платье, юбка, брюки - …( одежда ) ; - детёныши животных : « У кого кто ?» - у коровы - …, - у свиньи - …, - у овцы -…, - у лошади -.., - у собаки - …,- у курицы - … - профессии : Кто шьёт одежду ? Кто готовит пищу ? Кто разносит письма ? Кто продаёт продукты ?
- подбор прилагательных к существительным : Цыплёнок какой ? Матрёшка какая ? Яблоко какое ? Цветы какие ? - прилагательные, образованные от существительных : Ваза из стекла, она какая ? Чемодан из кожи, он какой ? Варежки из шерсти, они какие ? - употребление антонимов : Длинный …( короткий ), широкий …., радоваться …, ссориться …
« Что делает ?» рыба ( плавает ), - бабочка ………., - змея ……………, - конь ……………, - лягушка ………, - швея ………….., - парикмахер …..
в Именительном падеже одно окно, а много это ?… стул - …( стулья ) стол - … звезда - … ухо - … в Родительном падеже окно, а много чего ?.... стул - …( стульев ) стол - … звезда - … ухо - … -употребление простых и сложных предлогов : в, на, под, со, с, из, из - за, из - под, между ; -падежные конструкции : Чего много в лесу ? Кого видел в цирке ? Чем ты смотришь ? На чём катаются дети ? - образование существительных :
- повторить слова : милиционер, перепорхнуть, кораблекрушение, аквалангист, соковыжималка, регулировщик...; - предложения : Водопроводчик чинит водопровод. Фотограф фотографирует детей.
- определить место звука в слове : 1- й, 3- й, последний. Сколько звуков в слове ? - послушать и повторить слоги : та - да - та кот - год - кот бочка - почка ка - га - га том - дом - ком мышка - мишка па - па - ба удочка - уточка коза - коса.
состояние речевой деятельности детей соответствует возрасту.
- правильно разложить картинки ; - оценить ситуацию ; - связными предложениями описать ее.
велисапед - велосипед колидор - коридор тубаретка – табуретка небель - мебель коклета - котлета
- незнание отчества, имени родителей ; - места работы и должности родителей ; - даты своего рождения ; - времен года, времен суток.
К годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Устранить все недостатки звукопроизношения необходимо ещё до начала обучения в школе.
Если все перечисленные параметры в норме, кроме звукопроизношения, школьный логопед не занимается постановкой дефектных звуков. Основная задача школьного логопеда: -выявление и работа с учащимися, имеющими нарушение письменной и устной речи, которые мешают успешному усвоению общеобразовательных программ; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей обучающихся.
- развитие мелкой моторики : лепить из пластилина, собирать конструктор, складывать мозаику, рисовать, составлять различные фигурки из пальцев ; - скороговорки : отрабатывают навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствуют плавность и темп речи ; - рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня ; - разучивание стихов : пополняет словарный запас, развивает произвольную словесную память ; - очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок.