Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Универсальные учебные действия». Понятие УУД Понятие УУД Умение учиться = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные.
Advertisements

1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования «Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
«Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий»
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Самостоятельная работа семинар Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Авторский коллектив программы развития УУД Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А., Бурменская.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Авторский коллектив программы развития УУД Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А., Бурменская.
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС. В условиях введения ФГОС выделяют 6 типов уроков: 1. Урок «открытия» нового знания; 2. Урок комплексного.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Авторский коллектив программы развития УУД Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А., Бурменская.
Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования.
СТРУКТУРА РАЗВИВАЮЩИХ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Ресурсный центр на базе МОУДетчинская средняя МОУ Детчинская средняя общеобразовательная.
Транксрипт:

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Технологическую карту отличают: -интерактивность -структурированность -алгоритмичность -технологичность -обобщенность информации

Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий. понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока

Технологическая карта урока Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Виды формируемых УУД Результат обучения Актуализация знаний, необходимых для изучения поэзии Задаёт вопрос: Как мы отличим стихотворени е от текста, написанного прозой? - Отвечают на поставленный учителем вопрос - принимать и сохранять учебную цель и задачу - Все ли действия, осуществляемые детьми перечислены? -Формируется ли названное УУД посредством учебного задания, предложенного учителем? -- К какому виду УУД оно относится? - Все ли УУД, формируемые этим заданием перечислены?

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная Зад ание базо вого уро вня Зад ание пов ыше нног о уро вня Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти

Виды УУД ЛичностныеЛичностные ПознавательныеПознавательные РегулятивныеРегулятивные КоммуникативныеКоммуникативные

Личностные УУД Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно-этическое оценивание

Личностные УУД Самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Личностные УУД С мыслообразование: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания.формирования мотивов достижения и социального признания. формирования границ собственного знания и «незнания»формирования границ собственного знания и «незнания»

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач;ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знания.структурирование знания.

Познавательные УУД Логические учебные действия Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковумение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение осуществлять синтез как составление целого из частей;умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи;умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство;доказательство; выдвижение гипотез и их обоснованиевыдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные УУД Постановка и решение проблем Формулирование проблемы;Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблемСамостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные УУД Регулятивные действия Целепола- гание Планиро вание Прогно- зирование КонтрольКоррекция Оценка Волевая само регу ляция

Регулятивные учебные действия принимать и сохранять учебную задачу,принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Регулятивные учебные действия учитывать правило в планировании и контроле способа решения;учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные УУД Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

Коммуникативные учебные действия понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Коммуникативные учебные действия уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы;уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера;уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия;уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока прозрачным (видимым, очевидным) Фиксирование видов формируемых у учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным)

Проектирование технологической карты урока.

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой. минэтапцельтребованиярекомендации 11-2 мин организацион ный этап Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

25-6 мин этап актуализация опорных знаний готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. (организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.; индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.; вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.

32-3 мин этап целеполагания Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог; включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.

мин этап открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы; определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов) коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.; использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

54-5 мин этап первичного закрепления Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы. коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.

64-5 мин этап самостоятельн ой работы Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по алгоритму; создание ситуации успеха; допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. обучение процедуре грамотного самоконтроля; – письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности; – индивидуальная деятельность.

74-5 мин этап повторениявключение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем. коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах; – возможность выбора заданий учащимися; – включение элементов проектирования.

82-3 мин этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания), самооценка результатов деятельности; организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке ; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). беседа, самостоятельная работа; – обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать ещё? Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Успехов в работе!