Оценка загруженности автотранспортом и уровня загрязнения воздушной среды улицы Российская в выходные дни Выполнил: Радыгин Илья 11Б МБОУ Гимназия 64 Орджоникидзевского района г.Уфы
Актуальность Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в городах является автотранспорт. Автомобиль поглощая столь необходимый для жизни кислород, интенсивно обогащает воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому. Автотранспорт является мощным источником не только химического загрязнения, но и шумового и механического загрязнения. Для городов и промышленных центров доля автотранспорта в общем объеме загрязнений доходит до 70% и более, что создает серьезную экологическую проблему, сопровождающую урбанизацию (Голицин, 2005 ). Автомобиль добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества. Например, в результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2-3 тыс. т/год). Вклад автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота.
Токсичные компоненты отработавших газов автомобилей: оксид углерода углеводороды оксиды азота оксиды серы альдегиды сажа бенз(а)пирен Соединения свинца
Влияние выхлопных газов на здоровье человека Загрязнение атмосферного воздуха автомобилями, а точнее угарным выхлопным газом, часто является причиной усталости, головной боли, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ, доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4-5 % от общей токсичности выхлопных газов. Непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются образуя ядовитые кислородсодержащие соединения - составляющие смогов. Сернистый газ воздействует на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам. Все эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям.
Цель работы - оценить загруженность автотранспортом ул. Российская в выходной день Задачи: 1 – оценить интенсивность движения автотранспорта методом подсчета автомобилей разных типов 3 раза по 20 мин. 2 - определить состав автотранспорта в %. 3 – рассчитать суммарную оценку загруженности улицы Российская. 4 – оценить концентрацию окиси углерода, в мг/м 3.
Методика Я оценивал загруженность автотранспортом улицы Российская в воскресный день. Наблюдения проводил 9 ноября три раза в день по 20 минут в 11:00, 15:00, 20:00. Затем я стал анализировать и систематизировать полученные данные. Результаты представлены в таблицах, графиках, диаграммах.
Оценка и описание улицы Место проведения оценки загруженности это перекресток улиц Российская и Уфимское шоссе. Тип улицы: жилая улица с двусторонней застройкой. Продольный уклон: определяли глазомерно, он равен примерно 2 о Жилые дома от дорожного полотна отделяет газон шириной 5 м с рядовой посадкой ясеня обыкновенного.
Погодные условия на момент исследования: Скорость ветра: 9 м/с. Относительная влажность воздуха: 76%. Давление: 745 мм рт. ст. Температура: -1 о С.
Таблица 1. Загруженность улицы Российская автотранспортом, шт. Вид транспорта В Р Е М ЯВсего за время исследования 11:0015:0020:00 Легковой транспорт Легкий грузовой транспорт Тяжелый грузовой транспорт Автобусы45413 Все виды транспорта
Интенсивность движения ул. Российской в выходной день В результате исследования провели суммарную оценку загруженности улицы Российская автотранспортом, согласно ГОСТ она считается средней интенсивности движения тыс. автомобилей в сутки
Загруженность улицы Российская разными видами автотранспорта, шт.
Загруженность улицы Российская всеми видами автотранспорта в разное время, шт.
Загруженность улицы Российская всеми видами автотранспорта в разное время, %
В доли автотранспорта за все время наблюдения преобладали легковые автомобили. В дневное и вечернее время количество легковых автомобилей увеличилось по сравнению с утром. Количество остального автотранспорта не зависело от времени суток. Потом я рассчитал концентрацию окиси углерода
Концентрация окиси углерода Высчитывал по формуле: К СО =(0,5 + 0,01 N · К Т ) · К А · К У · К С · К В · К П ), Где: 0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м 3, N – суммарная интенсивность движения автомобилей на улице, автом./час, К Т – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода, К А – коэффициент, учитывающий аэрацию местности, К У – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона, К С – коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра, К В – то же в зависимости от относительной влажности воздуха. К П – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений. Коэффициент токсичности автомобилей определяли как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле: К Т = P i K Ti, где: P i – состав автотранспорта в долях единицы, K Ti, - определяли по таблице 2.
Таблица 2. Коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода Тип автомобиляКоэффициент К Ti Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой (дизельный) Автобус Легковой 2,3 2,9 0,2 3,7 1,0
Подставив в выражения свои данные исследования я получил: К Т =(0,91 ·1)+(0,08 ·2,3)+(0,02 ·,02)+(0,01 ·3,7)=1,17 К СО = (0,5+0,01·1316·1,17) ·1·1,06·1·1,15·1,8=34,8 мг/м 3 Сравнив полученное значении с ПДК выбросов автотранспорта по окиси углерода, которое равно 5 мг/м 3 можно сказать, что концентрация окиси углерода в период исследования значительно превышает ПДК.
Выводы: Суммарная оценка загруженности улицы Российская автотранспортом являлась средней и составляла 1316 автомобилей в час. В доли автотранспорта за все время наблюдения преобладали легковые автомобили. В дневное и вечернее время количество легковых автомобилей увеличилось по сравнению с утром. Концентрация окиси углерода в период исследования значительно превышало ПДК.
Рекомендации Одно из основных мероприятий по снижению выбросов от автомобильного транспорта совершенствование конструкции современного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием.
Литература: Голицин А.Н. Основы промышленной экологии. Учебник. М.: ИРПО, с. snizheniya-toksichnosti/zagryaznenie- avtotransportom-okruzhayushhej-sredy/ snizheniya-toksichnosti/zagryaznenie- avtotransportom-okruzhayushhej-sredy/