Древние города нашей земли Урок изобразительного искусства 4 класс «Школа Неменского» Выполнила: Дмитриенко Валентина Михайловна МБОУ «СОШ» пст Казлук Республика Коми Усть-Вымский район.
Каждый город особенный, у него своё неповторимое лицо и характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своём облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни.
Родной угол Словно чудо-чудное открывался путнику вид древнего русского города. На высоких холмах, отражаясь в реках и озёрах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Удивительны они – нигде в мире таких не сыскать.
Слово «город» произошло от «городить» – отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов. Но,глядя на эти неприступные по тем временам укрепления, осознаёшь: их могучую силу трудно назвать грозной. Это спокойная и радостная сила.
Разновысотные церкви и звонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок города. А вокруг, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен.
Каменными стены стали делать далеко не сразу. Давным-давно вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен c24ae4df b91b75c0d&albumid=4223& pictureid=47029
Позднее придумали городню – сруб, наполненный камнями и землёй. Городни, примкнув друг к другу, составляли прочные стены с деревянными башнями. Венцы громадных, в обхват, потемнелых брёвен предостерегали самонадеянного врага и прятали в случае опасности крестьян-пахарей всех окрестных селений. /
Такие крепости-городища, начала будущих городов, строили на стрелке – на крутом мысу, где речка- приток впадает в основное русло реки. Так поступали для удобства обороны. Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две стороны очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъёмный мост.
Отсюда, от этих разбросанных по Руси городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь не задумываешься.
Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни. Сторожевые башни, а с них далеко видно, называли вежами. Вежа – от слова «ведать» – знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» – глаза, видеть и, значит, знать.
Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а по этому и свой образ. Вот эти, например, на самом опасном месте и потому самые крепкие, бокастые, и кровля словно шапка над сведёнными бровями.
По углам крепости башни часто бывали круглыми – для удобства обороны. А четырёхгранные башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрёстный обстрел.
Вот старинная башня- ворота. Гостеприимство звучит в ней сильнее угрозы, она словно распахнулась в обнимающем жесте, точно улыбается, и её островерхий шатёр с дозорной башенкой смотрится весёлой шапкой.
Когда мы смотрим на постройки, горизонталь (сравни: горизонт), горизонтальные линии обычно производят впечатление величия и покоя. А вертикаль с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться.
Рефлексия Поиграем вместе в игру: Рассматривайте разные постройки и играйте, как артисты, роли зданий, угадывая, кто что именно изображает. Научиться понимать архитектуру чувством очень важно. Чтобы легче понять образ здания, надо попытаться как бы превратиться в него, сыграть его роль, встать в его позу
А теперь Мастер Постройки тебе подскажет понятие, в его работе наиважнейшее по своей силе и значению, можно сказать, волшебное, ибо оно преобразует одно и тоже в разное. Это ПРОПОРЦИИ – соотношение между собой частей одного целого.
Практическая работа Нарисуй башни, которые имеют разные пропорции и разный образ. Обозначь на бумаге двумя линиями широкую полосу. В этой полосе из одних и тех же деталей (треугольник и прямоугольник), меняя их пропорции, разные по образу башни: высокие, стройные и массивные, приземистые. При этом у всех башен сохраняется одна и та же высота. Придумай как можно больше разных башен.
Источник информации ureid= Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» 4 класс. Издательство «Просвещение» Москва 2013 год.