Сочинение в форме дневниковой записи (запись впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»)
Цели урока: 1.Познакомить учащихся с репродукцией картины Т.Г.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»; научить высказывать свои впечатления от увиденной картины в форме дневниковой записи (Я смотрю, размышляю, чувствую…) 2.Развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста 3.Способствовать расширению кругозора учащихся, воспитанию национального самосознания.
По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Л. Н. Толстой. -Как вы думаете, для чего люди ведут дневники? (Для анализа своих действий и поступков; для записи наблюдений и впечатлений…) -Что же такое дневник? Чем отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей? Погружение в тему Дневник – 1)записи, ведущиеся изо дня в день; 2) ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах; 3) литературно-бытовой жанр в художественной литературе. Особенности: запись приурочена к определенной дате; предельная откровенность и искренность высказывания; зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий; категоричность и неаргументированность общих оценок; фиксация «только что» случившегося или вновь пережитого не только личного характера, но и общезначимого.
Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей 1. Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел Машу на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.
Отличительные особенности жанра дневниковых записей: дата и место событий первые впечатления повествование от первого лица монологичность или внутренняя диалогичность отрывочность мыслей, краткость записей общая оценка людей и событий наличие односоставных предложений, восклицательных предложений, эмоционально-окрашенной лексики
Я смотрю, размышляю, чувствую… Предлагаю отправиться в картинную галерею Татьяны Григоревны Назаренко.
Татьяна Григорьевна Назаренко Заслуженный художник России (2002), с 1997 года – член-корреспондент, с 2001 года - действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского Государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (1998). Член Союза художников с 1969 года. Живет и работает в Москве. В 1968 г. окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Училась у Д. Д. Жилинского и А. М. Грицая. Работала в творческой мастерской АХ СССР у Г. М. Коржева ( ).
Государственная премия РФ 1993 г. за серию живописных произведений "Татьянин день" ( ). Серебряная медаль АХ СССР 1988 г. за картины "Верочка в свадебном платье" (1987), "Большое окно" (1985). Среди основных работ также: "Пугачев" (1980), триптих "Мастерская" (1983), "Домашний концерт" (1986), "Зрители" (1988), диптих "Счастливая старость" (1988), "Маленький оркестр" (1989), "Обломки" (1990), "Памятник истории" (триптих, 1992), "Время" (триптих, 1992), "Трапеза" (1992), "Безумный мир" 4 части (1992), "Заклинание" 8 частей (1995); С 1996 г. выполняет крашеные фанерные работы: "Переход" инсталляция из 120 работ (1996), "Мой Париж" 50 работ (1997).
Казнь народовольцев ГТГ
Проводы зимы ГРМ
Московский вечер 1978г.
Пугачев. Диптих Собственность автора
1988 год – год написания картины «Церковь Вознесения на улице Неждановой»
Одна из «сорока сороков» Москвы, так называли все церкви города, - церковь Вознесения на улице Неждановой. Церковь Вознесения построена в честь одного из великих христианских праздников Вознесения Господня, или Преображения, когда Иисус Христос после погребения и чудесного исцеления вознёсся на небо, как гласит библейское предание. Может, оттого эта небольшая церковь будто устремлена ввысь. Двухэтажное здание церковного прихода шириной всего в 3 окна, зато для таких размеров они очень высокие. И вытянутые окна. И арочные полукружья под сводом крыши. И единственный, довольно длинный и тонкий барабан, оканчивающийся небольшим золочёным куполом, украшенным крестом. Лёгкость, воздушность, устремлённость в небо этого архитектурного ансамбля подчёркивает высокая колокольня в 3 свода с продолговатыми вытянутыми окнами-арками. Церковь нарядная: по розовому фону идут вверх белые полосы. Церковь Вознесения – настоящее украшение улицы Неждановой в Москве.
Обсуждение проблемы. Анализ картины. - Где, по-вашему, находится церковь? (в центре города) - Почему вы так думаете? (рядом выросли современные безликие здания, «хрущёвки» - дома годов) - Откуда писала художница картину? (видимо, мастерская художницы находится очень высоко в доме напротив) - Чем привлекла художницу церковь? (украшает место, похожа на невесту) - В какое время года написана картина? Омрачает ли хмурая осень вид? - Что ещё придаёт этому уголку старой Москвы отрадный вид? (маленькие двухэтажные домики, парк, мальчик с собакой)
О чем заставляет задуматься картина? Церковь Вознесения радует глаз прохожего, манит к себе, приглашает зайти, подумать о душе в наш стремительный век, в который человека всё больше привлекают, увы, не духовные, а материальные ценности. Церковь Вознесения – настоящее украшение города. Художница ставит актуальнейшую проблему сохранения уголков старой Москвы, дорогих сердцу каждого русского человека, заставляет нас любоваться небольшой церковью, украшающей современный мегаполис, теряющий своё национальное лицо.
Домашнее задание. Написать сочинение в форме дневниковой записи.
Ссылки