Николай Степанович Гумилёв (3 апреля 1886 август 1921) русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер Учитель : Агеева Н.А.
Детство и юность Родился в дворянской семье. Отец – корабельный врач Степан Яковлевич Гумилёв, мать Гумилёва (Львова) Анна Ивановна. В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком. Первое стихотворение написал в шесть лет.
1894 – поступление в Царскосельскую гимназию в «Тифлисском листке» 2-ой Тифлисской гимназии впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва «Я в лес бежал из городов…» 1905 – издан сборник «Путь конквистадоров», замеченный Брюсовым – окончание Царскосельской гимназии.
За границей С 1906 года Гумилёв живёт в Париже. Там он знакомится с французскими и русскими писателями. Состоит в интенсивной переписке с Брюсовым. Издаёт литературный журнал «Сириус» – поэта замечают Мережковский и Гиппиус.
1908 – издан сборник «Романтические цветы». В 1909 году вместе с Сергеем Маковским Гумилёв организует иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы «Аполлон». Тогда же выходят в свет знаменитые «Письма о русской поэзии» – сборник «Жемчуга».
25 апреля 1910 – Николай обвенчался с Анной Андреевной Горенко (Ахматовой) в Николаевской церкви села Никольская слободка. А 1 октября 1912 года у них родился сын Лев Гумилёв.
Цех поэтов и акмеизм В 1911 году при активнейшем участии Гумилёва был основан «Цех поэтов». Поэзию они провозгласили ремеслом, а всех поэтов разделили на мастеров и подмастерьев. В «Цехе» мастерами считались Городецкий и Гумилёв. Первоначально «Цех» не имел чёткой литературной направленности. В 1912 году Гумилёв заявил о появлении нового художественного течения акмеизма. Акмеизм провозглашал материальность, предметность тематики и образов, точность слова. В том же году акмеисты открывают собственное издательство «Гиперборей» и одноимённый журнал.
Гумилёв в военное время После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 года Гумилёв записался добровольцем в армию. Гумилёв почти ежедневно участвовал в разведывательных разъездах. В 1916 году вышел сборник стихов «Колчан», в который вошли стихи на военную тему.
В 1918 году был издан сборник «Костёр», а также африканская поэма «Мик». 5 августа 1918 года состоялся развод с Анной Ахматовой. В 1920 году был учреждён Петроградский отдел Всероссийского Союза поэтов, туда вошёл и Гумилёв – опубликованы два сборника: «Шатёр» и «Огненный столп», который считается вершинным сборником поэта.
Живя в Советской России, Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала «каковы ваши политические убеждения?» ответил «я убеждённый монархист».
Арест и гибель 3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». 24 августа вышло постановление о расстреле участников «Таганцевского заговора», опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны
Основные черты поэзии Основные темы лирики Гумилёва любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.
Основные работы Сборники стихов Горы и ущелья (рукописный) (Тифлис, 1901) Путь конквистадоров (1905) Романтические цветы (Париж, 1908) Жемчуга (1910) Чужое небо (1912) Колчан (1916) Костёр (1918) Фарфоровый павильон (1918) Шатёр (1921) Огненный столп (1921) Пьесы Дон Жуан в Египте (1912) Игра (1913, опубликована 1916) Актеон (1913) Гондла (1917) Дитя Аллаха (1918) Отравленная туника (1918, опубликована 1952) Дерево превращений (1918, опубликована 1989) Охота на носорога (1920, опубликована 1987)
Проза Записки кавалериста ( ) Чёрный генерал (1917) Весёлые братья Африканский дневник Вверх по Нилу Карты Девкалион Тень от пальмы ( ) Поэмы Мик (1918) Поэма начала (1921) Критика Статьи и заметки о русской поэзии (1923)
Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орёл не взмахивал крылами, Звёзды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передаёт. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчёлы в улье опустелом, Дурно пахнут мёртвые слова. 1921
О тебе О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой, тёмной судьбе Ты - крылатый призыв к вышине. Благородное сердце твоё – Словно герб отошедших времён. Освящается им бытиё Всех земных, всех бескрылых племён. Если звёзды, ясны и горды, Отвернутся от нашей земли, У неё есть две лучших звезды: Это - смелые очи твои. И когда золотой серафим Протрубит, что исполнился срок, Мы поднимем тогда перед ним, Как защиту, твой белый платок. Звук замрёт в задрожавшей трубе, Серафим пропадёт в вышине......О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне! 1918
Волшебная скрипка Валерию Брюсову Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое тёмный ужас начинателя игры! Тот, кто взял её однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток. Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, - Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь. Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг. Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу - ты смеёшься, эти взоры - два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! Ноябрь 1907, Париж