I 1. Вспомнить, какие слова называются родственными. Какие части слова вы знаете? 1) Записать слова в 2 столбика: а) слова, родственные слову нос; б) слову.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологизмы детективное агентство. Рассказ свидетеля Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, уху сварим. Пригласил.
Advertisements

Работа с текстом Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбы наловим, уху сварим – пальчики оближешь. Мы обрадовались,
Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Выполнила учитель русского языка и.
«Путешествие в страну фразеологизмов» Автономова Эльза Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вутабосинская СОШ» МБОУ «Вутабосинская СОШ»
Цели и задачи путешествия: 1. Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся. 2. Развитие речевых навыков. 3. Закрепление.
"Путешествие по городу фразеологизмов". Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
МОУ Пальниковская средняя общеобразовательная школа Урок разработала учитель русского языка и литературы Уткина Маргарита Николаевна Пермский район 2008.
ВНИМАНИЕ! УРОК НАЧИНАЕТСЯ…. Работа с текстом Послушайте текст. Соответствует ли содержание текста заглавию?
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Шебанова Татьяна Васильевна. Текст слайда Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Дидактический материал Фразеология Богодухова Г.Б., г. Челябинск, МОУ гимназия 23.
Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 р.п. Беково Кручинкина Татьяна Викторовна.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «САМИ С УСАМИ» «САМИ С УСАМИ»
Проект ученика 9 класса «Г» Баранова Ивана. Учебный предмет: русский язык Возраст участника: 15 лет Цель: систематизировать знания, умения, навыки по.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Люблю то, что преподаю, и люблю тех, кому преподаю. Сайт учителя:
Люблю то, что преподаю, и люблю тех, кому преподаю. Сайт учителя:
Нельзя выразить словами о ком-либо или о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычайном.
Занимательная игра по русскому языку.. обогащать словарный запас и речь учащихся, формировать орфографическую зоркость, развивать внимание, память, мышление,
Транксрипт:

I 1. Вспомнить, какие слова называются родственными. Какие части слова вы знаете? 1) Записать слова в 2 столбика: а) слова, родственные слову нос; б) слову носить. поднос, носорог, носильщик, носик, утконос, носилки, переносица, носитель, вынос, носатый.

Проверка носорог поднос носик носильщик утконос носилки переносица носитель носатый вынос

II 2) Найди в этих словах приставки: громоотвод, водопроводчик, самосвал.

III 4) Во что превратятся глаголы: дал, стал, прибыл если поставить в конце слова Ь.

Проверка Даль, сталь, прибыль.

IV 3) – Какие части речи Вы знаете? - Как их отличить друг от друга? а) Задание: найди лишнее слово в каждой строчке. 1. корень, союз, суффикс, приставка. 2. касса, рассказ, хоккей. 3. ночь, дочь, печь, рожь. 4. самолет, тепловоз, луноход, экипаж. 5. стужа, метель, снег, пурга, буран.

Проверка 1. корень, союз, суффикс, приставка. 2. касса, рассказ, хоккей. 3. ночь, дочь, печь, рожь. 4. самолет, тепловоз, луноход, экипаж. 5. стужа, метель, снег, пурга, буран.

V 5) Выписать слова, которые имеют несколько разных значений: молния, класс, береза, ключ.

Проверка Молния – замок, явление природы. Класс – категория, комната, урок, разряд, сословие. Ключ – к замку, родник, разгадка.

VI 6) Составьте словосочетания, в которых слова: прямой, стальной, бархатный, дорогой употреблялись в прямом и переносном значении.

VII 7) Замените словосочетания синонимами: Свежий ветер – Свежий номер – Тихая езда – Тихий голос – Густой лес – Густой туман – Верный товарищ – Верный пример –

Проверка Свежий ветер – холодный Свежий номер –новый Тихая езда –медленная Тихий голос –слабый Густой лес –частый Густой туман –плотный Верный товарищ –надёжный Верный пример –правильный

VIII 8) Подбери слова антонимы: Мелкий пруд Мелкий дождь Свежий хлеб Свежий журнал Свободный стул Свободная обувь Сладкое яблоко Сладкое лекарство

Проверка Мелкий пруд - глубокий Мелкий дождь -крупный Свежий хлеб -чёрствый Свежий журнал -старый Свободный стул -занятый Свободная обувь -тесная Сладкое яблоко -кислое Сладкое лекарство -горькое

IX Подберите к предложениям фразеологизмы: 1) крепко-накрепко запомнить – 2) Вводить в заблуждение – 3) Выполнить, во что бы то ни стало – 4) Вмешиваться не в свое дело – 5) Когда очень мало -

Проверка 1) крепко-накрепко запомнить –зарубить на носу. 2) Вводить в заблуждение – водить за нос. 3) Выполнить, во что бы то ни стало – кровь из носа. 4) Вмешиваться не в свое дело –совать нос. 5) Когда очень мало – с гулькин нос.

X 2. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке, противоположное – в правой. держать ухо востро у черта на куличках держать язык за зубами навострить уши сидеть, сложа руки ворон считать рукой податьне покладая рук пропустить мимо ушей во всю Ивановскую

держать ухо востро ворон считать держать язык за зубами во всю Ивановскую сидеть, сложа руки не покладая рук рукой подать у чёрта на куличках пропустить мимо ушей навострить уши

XI 3. Найди в тексте 10 фразеологизмов. Попались на удочку Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке. - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не своей тарелке. - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.

Проверка Попались на удочку – оказались обманутыми. Пальчики оближешь – очень вкусно. Уши развесили – верить всему, что говорят. Голову потерял – перестать соображать. Собаку съел – профессионал. Одним духом – очень быстро, мигом. Морочит голову – вводить в заблуждение. Не в своей тарелке – не в обычно для себя состоянии. Ни в сказке сказать, ни пером описать – нельзя выразить словами

XII 4. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать: Храбреца Задиру Хитреца Увальня Безбилетника Голодного.

Ответ Храбрец - лев Задира - петух Хитрец - лиса Увалень - медведь Безбилетник - заяц Голодный - волк