Футуризм
1910 г. – «Садок Судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский) «Гилей» - кубофутуристы (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, В.Маяковский, А.Крученых) Эгофутуристы (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов) «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев) «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, К.Большаков)
В.Хлебников: «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью». Нико Пиросман «Ортагальская красотка» Для утонченной ночь всегда новобрачна… Упоенье любовное Вам судьбой предназначено… В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом – Вы такая эстетная. Вы такая изящная… Но кого же в любовники? И найдется ли пара Вам? И.Северянин
Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на науки Убеждение, что мир пронизан искусством (грядущая революция воспринималась как массовое художественное действо) Тяга к массовым театрализированным действиям – атмосфера скандала
Вызывающее оформление публичных выступлений Использование хлестких названий Цель – побуждение к действию (важен не результат, а сам процесс) Лексическое обновление (депоэтизация языка, введение стилистически неуместных слов, вульгаризмы, технические термины) «Заумный язык» (создание неологизмов, переразложение и новое соединение слов) Поиск новых ритмов, рифм Визуальное воздействие текста
Я, еле качая верёвки, в синели не различая синих тонов и милой головки, летаю в просторе, крылатый, как птица, меж лиловых кустов! Но в заманчивом взоре, знаю, блещет, алея, зарница! И счастлив ею без слов! (В.Брюсов)
...и ка к бы- - ш ар, превыша- ющий блеска- ми солнце, при этих карти- нах во мне во- сходил... ( А.Белый "Записки чудака")
...а под нами, быть мо- жет уста- вясь в бока парохода, как рыба, немецкая мина, летя в и...- -"Прощай, моя Нэлли" ( А.Белый "Записки чудака")
У про100го 100рожа - Непро100рный дом: Ча100 в нём 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100. Сразу 100лько обуви Не носил никто! У про100й 100ножки 100ит по100ять И у той 100ножки Опыт перенять!!!
Вывод: По-новому поставили вопрос о границах и функциях искусства. Заставили общество переживать искусство как проблему, ввели осознание того, что непонимание в искусстве не недостаток, а необходимость полноценного восприятия.
«Пощечина общественному вкусу» Только мы – лицо нашего Времени. Прошлое тесно. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Горьким, Куприным, блокам, Сологубам нужна лишь дача на реке. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов: На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (словоновшество). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами венок грошовой славы. Стоять на глыбе слова «мы» среди свиста и негодования. (Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников)
Принципы футуристов: Отказ от традиционной культуры Анархическое бунтарство Абсолютная свобода творчества Отказ от литературных и языковых норм Устремление в будущее Неприятие буржуазной морали Эпатаж как средство воздействия на публику